Как разрушать стереотипы о России?
На Неделе «Стрелки» в Петербурге главный редактор The Calvert Journal Надя Берд прочла лекцию о том, как интересно рассказывать локальные истории. Мы записали ее основные тезисы об эстетике городских окраин в России, стереотипах о Путине и Пушкине, а также коврах на стенах. Об окраинах российских городов В 2013 году, когда был основан The Calvert Journal, практически никто в западных медиа не писал о России без упоминания ее политики. Мы же хотели рассказывать об изменениях, что происходили в стране. Нас интересовали (и сейчас интересуют) урбанисты, фэшн-фигуры и активисты, которые привносят новое в жизнь общества. Еще пару лет назад на Западе было сложно найти аудиторию, которой была бы интересна современная Россия. Поэтому когда наша команда начала работать над серией материалов о городской среде, она познакомилась с совершенно новой эстетикой. Активное участие в проекте приняли фотографы, которые жили в Петербурге или приезжали сюда, чтобы снимать. Их необычный взгляд на город показал, что даже привычные глазу обывателя окраины могут выглядеть по-разному. Этот контраст чувствуется из-за того, что фотографы снимали каждый в собственном стиле. Например, кадры у Егора Рогалева – личные, а у Александра Гронского, напротив, – классические. И хотя снимки отличаются, их объединяет одно – окраины. Они дают взглянуть на Россию, которую раньше видели немногие, и при этом говорят о всех ее минусах и несовершенствах, стараясь не принизить, а включить в общую картину жизни страны. Окраины города – уродливы. Но уродливы они в новой форме, которая заключается в их одинаковости, похожести одного района на другой – и так по всей стране. При этом они же едины, анонимны и прекрасны. Мы нисколько не призывали людей сносить или, наоборот, сохранять эти места, ведь это – часть культурного наследия, которое, если и кажется кому-то уродливым, может в действительности и не быть таковым. О постсоветской эстетике Эта эстетика несовершенства сегодня очень популярна на Западе – большие заводы, заброшенные окраины с высотками, странные интерьеры. И хотя вам эти картины известны с детства, для многих все это оказалось чем-то совершенно новым и непривычным. Это отнюдь не та красота, к которой они привыкли. Это не красиво подсвеченные огнями домики или узкие улочки. В последние годы Запад поворачивается в сторону российской действительности. Иностранные медиа чаще пишут о городской среде, энтузиасты водят экскурсии по жилым районам в крупных городах, а дизайнеры вдохновляются улицей. Тот же Гоша Рубчинский, который набирал в качестве моделей молодых ребят из района, чтобы показать этот дикий мир "спальников" и квартир с коврами на стенах. О стереотипах Некоторая фрустрация, связанная с Россией, все-таки существуют. У иностранцев она возникает из-за стереотипов о Путине, стихах Пушкина, фотографий на фоне собора Василия Блаженного в Москве или чая из самовара. Когда я впервые оказалась в Петербурге, то была потрясена его культурным уровнем и европейским стилем. До этого я уже бывала в России (в Тамбове), так что, представьте, какой контраст я испытала. К слову, если бы я писала для The Calvert Journal в то время, то рассказала бы, как и чем отличаются эти города. При этом мне бы было интересно увидеть современное в таком «классическом» городе, как Петербург. Проблема стереотипов заключается не в том, что они неправильные, а в том, что дают неполную картинку происходящего. И так как западные медиа долгое время воспринимали Россию стереотипно, мы в The Calvert Journal решили показать её со стороны, о которой практически никто не знал. Записала Маргарита Шмакова