Страхи и страсти близ Диканьки: почему «Гоголь. Начало» стоит посмотреть

Показывать сериалы в кинотеатрах стало модно, вот веяние охватило и Россию, а первой «ласточкой» стал «Гоголь. Начало». Здесь и далее фото с официальной страницы фильма во «ВКонтакте» Это история о молодом, неуверенном в себе Николае Гоголе, который работает в Петрограде помощником дознавателя, а в свободное время пишет стихи и прозу, сжигая затем все в печи. Чтобы выйти из зоны комфорта, он уезжает в командировку в родную Полтаву, где встретится лицом к лицу с будущими героями своих же произведений. Постмодернизм в кино — это прекрасно. Все мы помним мэшап «Президент Линкольн — охотник на вампиров» Тимура Бекмамбетова и Тима Бертона по роману Сэта Грэма-Смита. Интересно наблюдать, как реально существовавший человек оказывается героем художественного произведения, да еще и фантастического. Смешайте все это с аллюзиями на «Сонную лощину» того же Бертона, прикрепите биографию и творчество самого Гоголя, а чтобы как-то разнообразить его злоключения, добавьте щепотку украинского фольклора. «Гоголь. Начало» — восьмисерийный фильм производства канала ТВ3, который будет показан в кинотеатрах в четыре подхода, по две серии с интервалом в полтора месяца. Этот метод был неизбежен в связи с большими затратами на съемки. И, посмотрев первые две серии, в этом убеждаешься. «Гоголь. Начало» следует главному принципу конструкции остросюжетного киносериала: каждая серия содержит в себе одну-две сюжетные линии, по ходу действия наполняющие единую метаисторию. А так как лето 2017-го выдалось для российского кинопрома неурожайным, как по части кассовых сборов, так и в качественном плане, то тем приятнее сознавать, что последний день лета стал исключением, подарив зрителям высококлассную мультижанровую ленту, так всем не хватающей. Сюжет и задумка: кровь, секс, усы и чернила Николай Васильевич Гоголь-Яновский служит писарем в Царской Канцелярии Петрограда, куда он перебрался из Малороссии. Его подчас странное поведение и припадки с видениями подмечает проницательный сыскарь Гуро, смекнув, что это можно использовать в раскрытии дел. И будто бы из чистого уважения к Гоголю, перед поездкой в Малороссию он заходит попрощаться с ним. Будущий великий писатель, узнав о месте командировки легендарного дознавателя, просится поехать с ним. А меж тем Гуро поручено расследовать загадочные убийства ритуального характера близ села Диканька. По свидетельству очевидцев, убийца юных девушек — черный всадник. Суеверные обыватели считают, что это и есть дьявол. Не обходится без слухов о колоритных представителях нечистой силы, также орудующей близ тех мест. Видения и лунатизм Гоголя еще больше катализируют происходящую вокруг чертовщину и психоделику. Мир украинского фольклора показан во всей красе, перед нами предстанут не только нечисть из циклов «Миргород» и «Вечера на хуторе близ Диканьки», но и другие персонажи из малороссийских легенд. В первых двух сериях будут русалки и ведьма из рассказа «Майская ночь, или Утопленница», а также легенда о красной свитке (платье), убивающая неверного супруга. Антагонист, черный всадник, одновременно похожий на злодея из недавнишнего «Вия» (рога за спиной) и назгула из «Властелина колец» (конь и одеяние с капюшоном). Естественное, большинство нечисти ему прислуживает, а по словам кузнеца Вакулы — у него сам черт на привязи ходит. Далее, исходя из анонса серий, будут дьявол Басаврюк, экзорцист Хома Брут, чудовищный Вий, путешествие в ад и еще много чего из жизни и творчества прозаика и поэта. Но не только нечистью единой полнится стан злодеев. Жители села, как крестьяне, так и состоятельные персоны, подчас более коварны. Сюжет выделяет именно простых смертных, как виновников бед, из-за грехов которых распоясалась чертовщина. Посыл произведения не бьет в лоб, а читается между сцен: настоящие чудовища — это обычные люди, со своими неуемными амбициями и коварством, а мистика в фильме служит формой отражения. Отдельного упоминания заслуживают сцены с эротикой и сексом. В первых двух сериях вдоволь хватает женской обнаженки, причем ее очень много, как в эпизодах с вскрытием трупов следователями, так и небывалое количество голых русалок в одной сцене. Жанр триллера обязывает связывать кровь и секс, а потому там, где есть хоть намек на эротику, ожидайте пролитой крови, а иной раз и оторванных конечностей. Что касается секса — настолько красивой постельной сцены не было в отечественном кино со времен выхода «Тараса Бульбы» (Игорь Петренко и Магдалена Мельцаж) режиссера Владимира Бортко, тоже, кстати, снятого на основе произведения Гоголя. Более того, сцена в «Гоголе. Начало» включает в себя секс писателя сразу с двумя девушками, актрисами Таисией Вилковой и Юлией Франц. И этот эпизод иначе как сексуальным наваждением не назовешь — он не только волнующий, но и пугающий, иначе это бы не был триллер. Похоже, сердцеед Александр Петров даже в образе зажатого писателя преуспевает в качестве любимца женщин. Большое внимание уделено личности героя и его таинственной стороне. «Способности Николая Васильевича могут оказаться выше вашего понимания», — говорит Гуро, и в этом кроется один из ключевых элементов двигающих сюжет. И при жизни о припадках и душевном здравии Гоголя ходили разные толки, а после смерти они и вовсе переросли в околомистические россказни. В картине Егора Баранова это гиперболизировано до сверхъестественных способностей. И если окружение Гоголя не сильно чурается этого, то, как ни странно, многие представители нечистой силы приходят от этого в ужас. Возможно, в будущем нам объяснят причину. Но самое главное — начальные серии намекают, что проклятый дар Гоголя сыграет неожиданным твистом, перевернув сюжет с ног на голову. Общая картина Автор идеи сериала Александр Цекало подобрал сюжет, давно уже плавающий на поверхности. А именно — связать прозу писателя с его биографией, сделав Гоголя свидетелем и участником творящейся в его рассказах чертовщины. Нечто подобное мы наблюдали в голливудской картине «Ворон», повествующий о расследованиях Эдгара По. Однако схожий сюжет про Гоголя не далее чем в прошлом году был описан в книге Андрея Белянина «Ночь на хуторе близ Диканьки». Идея как видно не новая, но в фильме Егора Баранова преподносится множество неожиданных сюрпризов. В этом способствует не только блестящий актерский состав, но и режиссура. А как мы знаем из формулы кино — bad acting — is bad directing (плохая актерская игра — это плохая режиссура, — в пер. с английского). В постановке экшена Егор Баранов тоже мастер, он снял забористые «Соловей-разбойник», «Иерей-сан», «Самоубийцы» и «Фарца». Однако общая визуализация все-таки лежит на операторе, с чем Сергей Трофимов справился блестяще. Решение пригласить именно его было правильным. Имея большой опыт в мистических триллерах и исторических лентах вроде «Вий» (2013), «Монгол» и «Дозоры», он и в этот раз не ударил лицом в грязь. Теперь пройдемся по актерскому составу. Нам подают на блюдечке яркого Гуро в исполнении Олега Меньшикова, виртуозного в образе брутального и бесстрашного дознавателя. Его мужественность и несколько устрашающие манеры настолько зашкаливают, что грозят затмить всех ярких злодеев вместе взятых, а таковых довольно много. Наверное, именно поэтому Меньшикову уделено не очень много экранного времени. С ролью Гоголя ученик Меньшикова Александр Петров справляется на ура, с тем конечно условием, что «Гоголь. Начало» произведение художественное. Это уже вторая картина 2017 года, где наставник и ученик по театру сыграли вместе. «Химия» между актерами получилась на порядок лучше, чем в случае с «Притяжением» Федора Бондарчука. В этом фильме Петрова не узнать, ведь обычно он играет циничных и любвеобильных молодых людей. Сыграть закомплексованного и болезненного Гоголя у него получилось блестяще, не хватает только длинного носа в качестве визитной карточки писателя, но это всего лишь небольшое упущение гримеров. Весьма интересно, что главный герой вовсе не богатырского телосложения, и даже не умелый специалист своего дела. Запуганного и слабого Гоголя дополняют его бесстрашный ментор Яков Гуро, талантливый врач Леопольд Бомгарт, а также кузнец Вакула (Сергей Бадюк) собственной персоной. Эдакий dream team из игр жанра RPG — с бойцом, персонажем-танком и целителем. Любовная линия воплощена в отношениях Гоголя с местной замужней дворянкой Елизаветой Данишевской в исполнении чувственной Таисии Вилковой. Ее персонаж становится не только музой писателя, но и в некотором роде камнем преткновения в жизни. За юмор по большей части отвечает Ян Цапник в роли сельского врача и пьяницы Леопольда Леопольдовича Бомгарта, комедийный талант которого поддерживает нужный градус серьезности. Евгений Стычкин складно вжился в роль главы полиции Бинха, эдакого бюрократа недовольного столичными гостями, сующие нос в местные дела. Разумеется, главные действующие лица это не полный комплект драматургии. Атмосферность заполняется игрой второстепенных персонажей, грамотно отразивших быт и нравы мрачной периферии, полной интриг и тайн не меньше, чем многолюдный Петербург. Из неприглядного «Гоголь. Начало» не был бы российским фильмом, не имея типичных для отечественного кинопрома изъянов. И первым пунктом выходит затертая до дыр критика о заимствовании сюжета из «Сонной лощины». Это так, но с большими оговорками: здесь присутствует лишь аллюзия на главного злодея-всадника, все остальное — хорошо нам знакомый колорит и фольклор гоголевской готики и авангарда, бережно переработанные в цельный сюжет. А согласно заверениям режиссера, прообразом всадника послужил персонаж из рассказа «Страшная месть», сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Второе заимствование — саундтрек из «Шерлока Холмса» Гая Ричи. Справедливое замечание, музыка и правда похожа на творение Ханса Циммера. Тем не менее, это действует только на пользу, идеально дополняя готическую ленту. Второй большой недостаток кроется в слабых спецэффектах и местами низкопробной бутафории в сценах насилия. В этом нет ничего удивительного — дает о себе знать качество сериалов телеканала ТВ3. И последний недостаток — детективная линия в сюжете. Она развита на удивление слабо, таинственные происшествия раскрываются за счет «рояля в кустах» — пророческого дара Гоголя. Выводы Создатели фильма не стали акцентировать внимание на каком-то одном жанре, сделав коктейль из комедии, ужасов и детектива. И надо сказать, у них получилось смешать все в нужных пропорциях — сбалансированность сцен ни разу не дала сбой, удерживая внимание зрителя и не давая заскучать во время просмотра. Высокий возрастной ценз позволил как следует развязать руки постановщикам — по полной пройтись по кровавым и сексуальным сценам. В итоге получился добротный продукт с рейтингом R. Достоинства: Стильно передана атмосфера 19-го века, как Петрограда, так и Полтавы; Актерская игра, сюжет, костюмы, операторская работа Сергея Трофимова; «Пасхалки» и аллюзии на другие фильмы, литературу и современное общество; Юмор, удачные сцены хоррора, подкупающие кадры интима. Недостатки: Спецэффекты; Павел Деревянко в роли Пушкина; Детективная линия проста как три копейки; Отечественный мейнстрим не особо радует: несмотря на хороший старт, как всегда ожидаем худшего в последующих сериях (но надеемся на лучшее). Общая оценка: 7 из 10 И, напоследок, несколько интересных фактов о сериале Победитель фестивалей кино The Indie Gathering International Film Festival в номинации TV pilot — foreign за лучший зарубежный пилот телевизионного сериала и Accolade Global Film Competition в номинации Award of Excellence за выдающийся кинематографический уровень; В сети уже шутят, что после «Гоголь. Начало» последует «Гоголь. Темный рыцарь» и «Гоголь. Возрождение легенды». После чего будет перезапуск «Гоголь против Пушкина: На заре поэтов», «Лига поэтов» и феминистический спин-офф «Чудо-Цветаева». А настоящие названия парных серий, выходящих в кинотеатрах «Гоголь. Заколдованное место», «Гоголь. Вий» и заключительная часть «Гоголь. Страшная месть», полностью завязанный на фигуре всадника-злодея. В одном из интервью актер и боец Сергей Бадюк рассказал, что во время съемок одним из непрошеных гостей из леса был медведь. По заверениям местных жителей, он недавно убил и съел лесника. По признанию Бадюка, бывалого специалиста по боевым искусствам, находиться рядом с косолапым было очень страшно. Также как личность писателя, наполненная мистицизмом, интимная жизнь Николая Васильевича, тоже предмет для споров, впрочем, как и у любого гения. Ему приписывали асексуальность, романтические чувства к кузине, а литературоведы и вовсе замечают нотки гомоэротизма в паре-тройке писем и произведений. Доподлинно известно, что он был влюбчив, но слишком аскетичен и стеснителен в отношениях с женщинами. В сериале этой проблеме Гоголя уделено особое внимание.

Страхи и страсти близ Диканьки: почему «Гоголь. Начало» стоит посмотреть
© PlayboyRussia.com