Наша «пианинка»: что стало с фабрикой, выпускавшей пианино «Беларусь» 

Наша «пианинка»: что стало с фабрикой, выпускавшей пианино «Беларусь»
Фото: Sputnik Беларусь
«Душа болит», — лаконично отвечают бывшие сотрудники на расспросы о судьбе Борисовской фабрики музыкальных инструментов.
Душа за пианино «Беларусь» болела не всегда. До распада Советского Союза фабрика была прибыльной, в лучшие времена выпускала до двух тысяч пианино в месяц, и инструменты расходились по всему бывшему Союзу. Фабрика появилась еще в 1935 году на базе мебельного цеха лесокомбината имени Молотова, ее сотрудниками были почти три тысячи человек. Самым прославленным изделием стало именно пианино «Беларусь». Впрочем, здесь выпускали и другие инструменты — изготовленный в 70-х борисовский «БАС» стал первой белорусской моделью бас-гитары и хранится до сих пор в коллекциях ценителей.
Работники вспоминают, что борисовская фабрика стала одной из первых, кто принес в страну иностранную валюту, но с 2006 года инструменты — ни пианино, ни цимбалы — здесь больше не изготавливают, а причиной объявлено аварийное состояние зданий. От музыкальных инструментов остались только расписанные клавишами ворота и пустые цеха. Теперь груженые древесиной машины во дворе привозят ее на распил для изготовления мебели, а помещения фабрики снимают «частники».
В этих цехах когда-то звучала музыка, а продукцию Борисовской фабрики музыкальных инструментов ждали во многих странам мира
"Никакой музыки тут нет", — грустят сотрудники.
"Я уже десять лет работаю здесь на «частника» — теперь вместо пианино производят пластмассовые изделия. Но всем, кто спрашивает, говорю — осталась на нашей «пианинке», — рассказала бывшая сотрудница фабрики Татьяна Васильевна Костюкович.
Корреспондент Sputnik побывала в пустых цехах фабрики музыкальных инструментов и обсудила с бывшими сотрудниками, как Борисову без «Беларуси».
Концерт Мулявина и кокосы в подарок
"Про нас уже писали, когда фабрика разваливалась, — говорили, что работники покидали цеха, как при бомбежке. Всюду пианино стояли… А потом все убрали, и уже даже на складах инструментов, скорее всего, не осталось. До недавнего времени где-то здесь оставалось одно черное пианино, но где оно сейчас, не знаем. Долгое время в нас обещали вложить инвестиции, запустить фабрику заново, но сейчас цеха пустые", — рассказала бывшая сотрудница фабрики.
Работалось на фабрике и в удовольствие, и за высокую зарплату, вспоминает Татьяна Костюкович
Татьяна Васильевна, проработавшая на фабрике двадцать четыре года, вспоминает, что работалось на фабрике и в удовольствие, и за высокую зарплату — триста рублей в месяц.
"Моя работа мне нравилась и так легко давалась! Нужно было собрать на конвейере семнадцать пианино за смену, а я делала двадцать пять. Вот только сама не играла, не люблю громкой музыки до сих пор, а тишины в цехе не было", — рассказала Татьяна Васильевна.
На фабрике изготавливали и цимбалы, и гитары — и бас, и электро, и акустические, и даже детские игрушки — маленькие цимбалы и пианино. Выступать сюда приезжал даже , который согласился сыграть на изготовленной здесь же гитаре, а одна из сотрудниц вспоминает, как для ее брата на фабрике собрали двенадцатиструнную гитару, на которой он до сих пор играет.
"Голландцы нам фрукты к Новому году привозили. Когда впервые привезли кокосы, мы даже не знали, что это такое. К праздникам всегда были премии. А после 90-го года начался разлад", — рассказали бывшие сотрудники.
Многие цеха стоят пустыми и постепенно разрушаются
"Как теперь людям пианино реставрировать?"
"Для Беларуси столько пианино, может, и не нужно, фабрика выпускала минимум 1700 инструментов в месяц", — рассказал Михаил Вашкевич, который на фабрике некоторое время был учеником. Окончив Институт культуры, Михаил однажды столкнулся с необходимость настроить пианино. Тут и оказалось, что настройка требует некоторого мастерства, учиться которому он решил у настройщиков фабрики.
"А потом случились девяностые: пианино начали отдавать без предоплаты. Раз приехали и не заплатили, второй раз… Фабрика начала разваливаться", — вспоминает Михаил.
Борисовская фабрика была единственной в Советском Союзе, которая изготавливала пианино с нуля, буквально из бревен. Белорусская древесина не подходит для изготовления музыкальных инструментов.
"Такой парадокс: все наши традиционные инструменты из дерева, но подходящей древесины у нас нет. Для пианино нужна резонансная ель. Речь идет об очень старых деревьях, годичные кольца у них тонкие-тонкие! Такое дерево очень хорошо звучит", — рассказал Михаил.
Когда-то в цехах фабрики было чисто и все работали в белых халатах, сегодня в это непросто поверить
"Резонансная ель в обхвате огромная! — Да уж, березой не заменишь", — обсуждают бывшие сотрудники фабрики нюансы производства.
Однажды на фабрику привозили реставрировать немецкое пианино из костела — там почти ничего не осталось от внутренностей, ставили новые. А сейчас у многих проблемы с реставрацией уже борисовских пианино.
"А сколько жалоб сейчас пишут — нечем пианино ремонтировать, страдают музыкальные школы. Внутри пианино ведь фетр, шерсть, эти материалы съедает моль, а комплектующих больше нигде не найти", — рассказали бывшие сотрудники «пианинки».
"Все, кто приходят на фабрику, переживают за нее, у старых рабочих слезы на глазах. До сих пор вспоминаю, как хорошо работалось — в цеху чистенько всегда было, все работали в белых халатиках, а сейчас… Почти все работники фабрики уже на пенсии, но думаю, если бы фабрика снова заработала, и с пенсии бы вернулись сюда", — заверила Татьяна Васильевна.
Для белорусских национальных цимбал большинство комплектующих приходится заказывать в Германии
От пианино к цимбалам
В Борисове некоторое время изготавливали и электропианино, которые изрядно потеснили традиционные. Но как бы хороши ни были борисовские пианино, долгое время их собирали рабочие по единой инструкции. От музыкантов порой поступали жалобы на качество звука — каждое пианино звучало по-разному, и на фабрике решили ввести новую штатную единицу — акустика. Настройщика инструментов Александра Протько отправили на учебу в Москву, и теперь он единственный в Беларуси акустик.
"После учебы Александр занял сразу две должности: инженер-акустик фабрики и начальник экспериментального участка. Этот участок сразу же начал работать в двух направлениях: улучшение звука пианино и разработка новой конструкции цимбал. На протяжении двух лет велась работа, в которой участвовали и музыканты, и инженер-акустик, и инженеры-технологи фабрики. Было создано несколько цимбал, которые получили высокую оценку специалистов. Были утверждены новая конструкция и технология изготовления, еще немного, и инструмент был бы запущен в производство, заменив старую, но всем так привычную конструкцию. Однако этого не случилось, фабрику закрыли, и всех работников (свыше тысячи человек) уволили со всеми знаниями и разработками", — рассказал Вашкевич.
Михаил Вашкевич вместе с коллегой — единственные в Беларуси изготовители цимбал
Сейчас Михаил Вашкевич и бывший сотрудник фабрики Александр Протько — единственные в Беларуси изготовители цимбал. Инструменты производят вручную, мастера могут изготовить до десяти цимбал в месяц, но такого спроса на национальный инструмент нет.
"Цимбалы у нас покупают музыкальные колледжи, даже у знаменитого белорусского цимбалиста Гладкова стоят в кабинете наши цимбалы. Позитивные отзывы получали от Гомельской филармонии, там одобрили инструменты", — рассказал Михаил Вашкевич.
Последнюю партию вирбелей для цимбал купили как раз на Борисовской фабрике, когда на местных складах комплектующие для инструментов лежали еще буквально ящиками. Сейчас большую часть комплектующих заказывают в Германии.
Многие рабочие признаются, что с удовольствием вернулись бы на фабрику, если бы она снова заработала
"Еще во времена существования фабрики к цимбалам было много нареканий по качеству звучания, как со стороны учебных заведений, особенно высших, так и со стороны профессиональных исполнителей. Инструмент, который сразу звучал по-настоящему хорошо, получался случайно и довольно редко. Очень часто на фабрике можно было увидеть представителей Академии музыки и Белгосфилармонии, которые буквально отслеживали хорошие инструменты, «договаривались» с работниками, которые сообщали им о том, что появился достойный экземпляр. И все же в середине 80-х на фабрике был серьезно поднят вопрос о том, что это не мебель, а музыкальный инструмент, и он должен достойно звучать", — рассказал Михаил.
Мастера из Борисова теперь одни из немногих, кто изготавливает цимбалы и использует полученный на фабрике опыт. Звучание борисовских цимбал оценили и профессиональные музыканты — Гомельская филармония поблагодарила мастеров за достойное звучание инструмента.
А пианино «Беларусь» все еще можно найти в музыкальных школах или в домах их выпускников, оставивших инструмент как память. В магазинах музыкальных инструментов уверяют, что «Беларусь» уже не найти, и интересуются ею только в порыве ностальгии.
Видео дня. Телеведущая потеряла ноги во время эфира
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео