Войти в почту

Барокко. Эпоха причуд, намеков и сумасбродства

Охарактеризовать «настроение» эпохи можно двумя словами – никакой естественности. Ни впрямую высказанных мыслей, ни натуральной внешности. — В эпоху барокко естественность становится синоним дикости, вульгарности и сумасбродства, — говорит историк Ольга Горохова. Посмотрите на картины художников. Образы на них доказывают: люди делали все возможное, чтобы скрыть себя настоящих. Возьмем внешность. Вычурные прически, парики, искусственная седина. Утягивающие корсеты и широкие каркасы для юбок визуально так сильно меняли женскую фигуру, что об истинных формах было и не догадаться. Рост? Его мешали определить юбки в пол и каблуки, которые, кстати, вот-вот появились. Даже мужчины впервые примерили на себя обувь на каблуках в эпоху барокко. С помощью шляпы мужчина выражал отношение к людям. Окружающие делали выводы уже по тому, как он ее снимал, держал в руке и насколько низко опускал. То же самое можно сказать и про веер — сурдопереводчик женских мыслей и намерений. Движение правой руки с закрытым веером к сердцу — признание в любви, удар закрытым веером по ладони — ожидание ответа, прикладывание правой рукой к левой щеке — ухаживания бесполезны. — Но самое главное оружие для дамы — разум. Только поддерживая светскую беседу, дама могла обратить на себя внимание, — дает рецепт Екатерина Шевченко, ведущая школы обольщения придворной дамы, участница коллектива «Амараллис». Историки говорят: особый смысл вкладывали в эпоху барокко и в танцы. Правда, не всегда стандартный. — Это были простые шаги и движения. Благодаря им люди выстраивались в фигуры, — рассказывает руководитель лаборатории барочного танца «Амараллис» Яна Воинова. — Это делалось для того, чтобы высший дух, глядя из космоса мог бы получать смысловые сигналы от человечества. Спорность утверждения не отрицает главной идеи — ничего в эпоху барокко не делалось просто так. СПРАВКА В итальянском слове «барокко», которое означает «причудливый, странный, склонный к излишествам», скрыта характеристика культуры поведения высшего света XVII века. Человек эпохи барокко — всегда немного кривляка. Различные дворы (испанский, французский, английский) постоянно находились в борьбе за звание самого-самого, а в результате проявления вычурности и пышности в самых разных сферах порой поражали воображение. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ Эпоха барокко порождает много времени ради развлечений: вместо паломничеств — прогулки; вместо рыцарских турниров — лошади и карточные игры; вместо мистерий — театр и балы-маскарады. Балет родился в эпоху барокко. В стремлении перещеголять друг друга, дворы усложняли движения светского танца. Со временем исполнять их могли только лучшие танцоры. Им и достались занятия балетом.

Барокко. Эпоха причуд, намеков и сумасбродства
© Вечерняя Москва