Звезда со славой и слава вне звезды
“Долговечность – это тоже гениальность”. Возможно, многим фраза покажется знакомой. Ну да, это Сомерсет Моэм. Цитата из “Пироги и пиво, или скелет в шкафу”. Для кого-то мысль, безусловно, спорная. Но писатель с присущим ему тонким юмором убедительно обосновывает ее. Раскладывает все по полочкам. Рисуя обобщенные образы своих коллег, иронически доказывает: чтобы стать признанным классиком и корифеем, достаточно уметь вызывать к себе почтение и прожить как можно дольше. Для общества с устоявшимися консервативными взглядами этого минимума вполне хватает. Если не возражаете, обойдемся без местных аналогов. Было бы обидно кого-то упустить. Или недооценить. К тому же, времена сильно изменились. Незыблемых авторитетов больше нет. Есть пиар. А заниматься раскруткой гигантов прошлого – занятие крайне обременительное. Даже если плоды их труда свидетельствуют сами за себя. Театр оперы и балета им Захария ПалиашвилиОдним словом, представителям творческой сферы бессмысленно теперь ждать милостей от публики. По примеру политиков, им надо научиться брать их нахрапом. Как? Да любой ценой! Растолкать локтями коллег, заполонить телеэкран, влипнуть в скандал, использовать связи и знакомства. Тут, как говорится, хороши все средства. Кроме безнадежно устаревших. Каких? Ну таких, скажем, как природный талант, безупречный профессионализм, реальные заслуги перед обществом. Честно говоря, фактор долголетия как творческого достоинства, подмеченный Моэмом, в силу традиционного уважения к возрасту до недавнего времени проявлялся и у нас. Только это не мешало славить, ценить и обласкивать истинные таланты. И не один высокоуполномоченный чиновник не мог присвоить, скажем, звание народного артиста по своему собственному усмотрению. Нужен был действительно общенародный талант и общенародная популярность. В связи с чем я об этом заговорил? В день открытия обновленного Тбилисского театра оперы и балета имени Захария Палиашвили перед зданием его была заложена “Звезда славы” в честь непревзойденной грузинской оперной дивы Медеи Амиранашвили. Должен признаться, что знаком с Медей Петровной. Народной артисткой СССР, обладательницей не только уникального голоса, но и совершенно удивительных человеческих качеств. Оперная певица, народная артистка СССР Медея АмиранашвилиВспомнив, что у нее сегодня рождения, я решил поискать какие-нибудь интересные подробности в Интернете. Впрочем, зная о высочайшей деликатности певицы, ее неприятии саморекламы и самовосхваления, не рассчитывал наскрести много. Сетевые технологии пасуют перед врожденной интеллигентностью. Наскреб. И совсем не то, чего хотел. Оказалось, вопрос “Звезды славы” для Медеи Амрианашвили, при всей своей вопиющей очевидности, решался довольно непросто. Общественность едва не потеряла надежду на то, что событие это удастся приурочить к открытию оперного театра. Жизнь Медеи Петровны неразрывно с ним связана. Она даже отказалась, не в пример многим выдающимся грузинским певцам, от почетного предложения петь на сцене Большого театра СССР. Осталась в Тбилиси. А через много лет руководство оперы не удосужилось заблаговременно послать запрос об оказании ей заслуженной многолетним трудом чести. Преднамеренно или случайно – сказать трудно. Но в голове, словно заноза, засело даже не это. В интервью изданию “Постальони” президент палаты культуры Грузии Давид Окиташвили пояснил: “Если руководство театра даст согласие 24-25 января, мы физически не успеем, потому что 26 января открываем звезду господину Эльдару Шенгелая, а 29-го – Майе Джабуа”. Джабуа пела в ансамбле “Мзиури”. Милая, способная девчушка. Ансамбль помнят все. И звезда в его честь уже была заложена у здания Концертного зала филармонии. Вне “Мзиури” Джабуа вряд ли как-то особо себя проявила, но, похоже, очаровала городское начальство. Сияющий мэр едва ли не лично вмуровал ее звезду перед входом. Грузинская оперная исполнительница и педагог, Народная артистка Грузии Медея АмиранашвилиО вкусах, как известно, не спорят. Хотя сами вкусы от этого тоньше и изысканней не становятся. Существуют маркеры культуры, которые от градоначальников зависеть не должны. В таких случаях предпочтение невольно отдаешь моэмовским классикам-долгожителям перед корифеями-недорослями… А в Медее Петровне Амиранашвили, надо сказать, на редкость органично соединились унаследованные от семьи черты подлинного грузинского интеллигента. Дочь прославленного певца и известной певицы, она могла снять со своих хрупких девичьих плеч ответственность за гремевшее по всей стране имя – просто избрать себе иной путь. Не сняла, не избрала Упрямо шла к цели. Это у современных звезд в порядке вещей раскручивать своих детей. Будто талант непременно передается по наследству. Медее Петровне он и правда перешел. Тем не менее, требовательный Петре Амиранашвили увлечению дочери пением никак не потакал. И лишь когда она творчески выросла настолько, что безоговорочно утвердила себя в качестве примадонны, стал петь с ней дуэтом. Народные артисты Грузии Медея Амиранашвили, Цисана Татишвили и Нодар Андгуладзе (слева направо)Не знаю, замечали ли вы, но талант, идущий от Бога, не поддается старению. Выдающиеся писатели продолжают писать, певцы петь и даже балерины танцевать. Наперекор неумолимым законам природы грация Майи Плисецкой всегда оставалась с ней. И точно так же с Медеей Амиранашвили остается ее голос. Не мог не восхититься тот, кто слышал, как, перевалив далеко за 80, эта бесподобная женщина исполняет свою коронную песню из кинофильма “Стрекоза”. Легко, задорно, виртуозно, я бы даже сказал, кокетливо. Это вселяет убежденность, что подлинное творчество и подлинный талант способны бесконечно поддерживать в нас желание жить. Не долгожители становятся корифеями, а настоящие корифеи всегда остаются молодыми. Способны дерзать и плодотворно учить других. Как наше национальное достояние – несравненная оперная дива Медея Амиранашвили. Долгих лет вам жизни, дорогая Медея Петровна! Жизни насыщенной и активной! А вам, господа, доброго дня!