Войти в почту

«Ялтинская пленница»: есть ли будущее у легендарной киностудии

Ялтинская киностудия — одна из старейших отечественных киностудий — была основана в 1917 году кинопромышленником Александром Ханжонковым. В революционной России Крым привлекал знаменитого продюсера своим относительным спокойствием и богатейшей натурой для съёмок. Хотя в конце концов фабрика и была национализирована, но выбор Ханжонкова оказался насколько удачен, что Ялта надолго стала одной из кинематографических столиц СССР. Замечательная природа полуострова даёт самые разнообразные и живописные площадки для реализации режиссёрских замыслов — здесь имеются море, пустыни, леса, водопады, степи. Десятки легендарных советских фильмов полностью или частично снимались в Крыму при участии и на базе Ялтинской киностудии: «Праздник святого Йоргена», «Дети капитана Гранта», «Остров сокровищ», «Человек-амфибия», «Пираты ХХ века» и десятки других. Ну, а фильмов, снятых на лоне крымской природы и того больше — от легендарного «Вождя краснокожих» до «Кавказкой пленницы» и «Человека с бульвара Капуцинов». После распада Советского Союза и перехода в собственность Украины студию ожидали нелёгкие времена. Кинематографисты оказались беззащитны перед коммерсантами, которые быстро довели студию до банкротства, растаскивали оборудование и прочую собственность предприятия. Эпизодические попытки воскресить кинопроизводство терпели неудачу, и студия приходила в ещё большее запустение. В конце концов коммерсанты начали покушаться и на саму территорию киностудии. Стоит отметить, что сама киностудия имеет два чрезвычайно дорогостоящих участка земли — один прямо на ялтинской набережной, за гостиницей «Ореанда» другой, на улице Мухиной, — площадью около 12 гектаров. Здесь, в частности, располагались площадка для декораций и бассейн для морских комбинированных съёмок. «Освобождение» этих территорий под застройку предполагало дельцам грандиозные барыши. Ещё немного и легендарная киностудия навсегда прекратила бы своё существование. Ялтинская киностудия В 2014 году киностудии была изъята из частной собственности, национализирована и передана в управление местному Министерству культуры. Однако у Крыма сейчас нет средств и специалистов, чтобы самостоятельно поднимать кинопроизводство. В этой ситуации темой возрождения Ялтинской киностудии активно заинтересовался знаменитый кинорежиссёр Никита Михалков. Впрочем, и он до последнего времени не обещал ничего конкретного: необходимо было детально просчитать техническую и коммерческую сторону проекта. Обет молчания был нарушен на фестивале «Евразийский мост», который недавно завершился в Ялте. Тогда на совместной пресс-конференции Сергея Аксенова и Никиты Михалкова и был озвучен срок представления проекта возрождения Ялтинской киностудии Правительству и Президенту РФ. К слову сказать, на прошлой неделе председатель жюри упомянутого международного кинофестиваля «Евразийский мост», известный британский режиссёр, сценарист и продюсер Гарет Джонс дал большое интервью о своём пребывании в Крыму. Британец целиком и полностью поддержал идею возрождения возрождения крымского кинопроизводства. Он сравнил полуостров с «Голливудом на Черном море» и уверен в необходимости возвращения Крыма в мировую киноиндустрию. Чем, собственно, и занимается сегодня Никита Михалков совместно с правительством Крыма. «Документы, связанные с киностудией оформлены. Сейчас рабочая группа подготовит программу её реформирования. Она будет представлена на утверждение федеральному правительству», — пообещал журналистам глава Республики Крым Сергей Аксёнов. Тему возрождения Ялтинской киностудии более подробно развивает главный вдохновитель проекта Никита Михалков. «Если Ялтинская студия получит возможность обслуживать по 70 картин в год, то она будет работать бесперебойно. Что нужно? Гостиница для группы и гостиница для звезд и VIP-участников съемочного процесса, цифровые камеры, звукозаписывающая аппаратура, свет, транспорт, павильоны. Возможность иметь хотя бы временные монтажные для предмонтажа, подготовки саундтреков к стационарной перезаписи. А еще необходимо "воспитать" в Ялте среднее звено — осветителей, супертехников и других специалистов, чтобы не приходилось привозить их с собой», — считает Никита Михалков. На запуск производства режиссер отводит три года, хотя и сам признается, что эти прогнозы весьма оптимистичны. «Но это не повод, чтобы останавливать работу», — уверен режиссер. Зная целеустремлённость, авторитет и колоссальные связи Михалкова в мире кино (и не только кино) и в случае утверждения его проекта реформирования Ялтинской киностудии, легко можно прогнозировать оживление всей кинематографической отрасли полуострова. Вопрос даже не в появлении заезжих звёзд на крымском небосводе — с этим как раз проблем никогда не было. Речь о воссоздании серьёзной отрасли производства, дающей рабочие места, профессиональное образование и приличные доходы. А некоторым талантам и возможность изменить свою творческую судьбу.

«Ялтинская пленница»: есть ли будущее у легендарной киностудии
© Украина.ру