Как реанимировать национальное достояние России
Масштабная ретроспективная выставка народных промыслов «Живой источник» пройдет в московском «Манеже» с 16 по 26 октября 2017 года. Проект посвящен 115-летию первой Всероссийской кустарно-промышленной выставки, прошедшей в 1902 году в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. В течение десяти дней у жителей и гостей столицы будет возможность увидеть, как развивалось национальное искусство России весь последующий период — с дореволюционных времен до наших дней. На выставке будет представлено более 1,5 тысяч произведений из различных музейных фондов и современных мастеров из 48 регионов страны. Экспозиция охватит все виды народного творчества — художественная резьба по дереву, керамика, ручное и узорное ткачество, изделия из камня, художественная обработка кожи, литье и многое другое. Около трети экспонатов — из дореволюционной и советской эпохи. Отдельный большой сегмент выставки составят предметы из личной коллекции Иосифа Кобзона, который собрал ее за время своих многочисленных гастролей по стране. Сам он в качестве депутата Госдумы активно помогает сохранению народных промыслов, которые с 1990-х годов медленно, но неуклонно угасают. Былое и думы На рубеже XIX и XX веков народные промыслы в России переживали период расцвета. Их хорошо знали и любили в Европе. Внутри страны проходили десятки региональных выставок. Революция 1917 года сильно ударила по традиционной культуре — промыслы пришли в упадок. В послереволюционные годы они начали возрождаться. Своего рода ренессанс пережили в послевоенные годы. А затем началась перестройка… Предстоящая выставка в Манеже — крупнейшая презентация российских народных промыслов за последние 25 лет. «К сожалению, сейчас отрасль находится не в лучшей ситуации», — сетует председатель правления ассоциации Народные художественные промыслы России Геннадий Дрожжин. Хотя, по его словам, Россия — чемпион Олимпийских игр по народным промыслам. Но есть надежда, что совместными усилиями удастся вытащить отрасль из того плачевного состояния, в котором она пока пребывает. Забота на высшем уровне В мае этого года президент РФ Владимир Путин поручил правительству разработать «дорожную карту», обеспечивающую сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел. Уже предложено 2019 год объявить Годом Народных художественных промыслов. Особое внимание промыслам и ремеслам планируют отвести в проекте «перезагрузки Золотого кольца», в системе госзакупок. По словам директора департамента развития промышленности социально-значимых товаров Минпромторга РФ Дмитрия Колобова, «дорожная карта» уже готова. В ближайшее время правительство должно ее утвердить. Авторы документа подсчитали, что на сегодняшний день народными промыслами занимаются более 280 предприятий. Они обеспечивают работой свыше 30 тысяч человек. Еще больше отдельных ремесленников — 300 тысяч человек. Задача сохранения людей в отрасли в «дорожной карте» одна из главных, заверил чиновник. Объем производства народных промыслов в 2016 году составил 5,5 миллиардов рублей и вырос на 2% по сравнению с предыдущим годом. «Каждый пятый рубль в отрасли — господдержка», — добавил Колобов. Он также отметил, что объем рынка сувенирной продукции в прошлом году превысил 10 миллиардов рублей, а это тоже дает большие возможности для развития промыслов. Клубок проблем Заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков, в свою очередь, обратил внимание на слабую координацию между государственными ведомствами. Промыслы приписаны к Минпромторгу, который ими и занимается, тогда как Министерство культуры просто не замечает. А, между тем, во многом это тоже искусство и даже по законодательству — культурная деятельность, создание культурных ценностей. К слову, несмотря на то, что у народных промыслов России есть даже собственный закон, до сих пор отсутствует четкое понимание, кто именно может претендовать на это звание. За годы перестройки промыслы, по сути, откатились на столетие назад — советские предприятия, где работали по несколько сотен человек, разложились на множество кустарных мастерских с продукцией очень разного качества. В домашних условиях соблюсти необходимую технологию не всегда возможно, да и таланты у всех разные. Поэтому наряду с настоящими высокохудожественными произведениями частные ремесленники выпускают и менее качественные лайт-версии. Это тоже имеет право на жизнь, но в результате обесценивается само искусство, которое заложено в промыслах. «В народных промыслах сегодня ничтожно мало народных художников. И что с этим делать, пока непонятно», — говорит Рыбаков. В целом, по его словам, в отрасли множество проблем. Например, проблема подготовки кадров — молодежь в промыслы идет неохотно, да и с профильным образованием все не так гладко. Еще одна нетривиальная задача — найти рынок сбыта. Для продвижения продукции отрасли, в том числе за рубежом, на государственном уровне делается ничтожно мало. А ведь в той же Европе промыслы по-прежнему любят, и в советские годы большой объем продукции отрасли шел на экспорт. Меньше налогов, больше экономики Кое-какие улучшения есть на законодательном уровне. В частности, принят закон, разрешающий предприятиям народных промыслов перекрестное субсидирование. То есть, теперь они могут получать дотации одновременно и из федерального, и из регионального бюджета. Вот только далеко не все регионы уделяют отрасли достаточное внимание. Одни считают ее не самой важной, у других на промыслы просто не хватает денег. В Совете Федерации также рассматривают возможность отменить страховые взносы для работников народных художественных промыслов. Ведь в большинстве случае это на 80% ручной труд, на оплату которого уходит до 90% расходов предприятия. Еще очень важная тема — вплетение народных промыслов в общую концепцию развития традиционных мест их бытования, которые в абсолютном своем большинстве являются историческими городами. «Народные промыслы — необходимый и органичный элемент развития таких территорий», — отмечает Рыбаков. В последнее время исторические поселения воспринимаются только с охранной точки зрения (принимаются меры по ограничению застройки и т. д.), при этом абсолютно отсутствуют экономические механизмы. «Культурное наследие — это не только прекрасные архитектурные памятники и музеи. Наступил момент отнестись к теме историко-культурного наследия, в том числе к народным промыслам, как к двигателю экономики и понять, что это может быть выгодно, это может стать источником развития, особенно для малых исторических городов», — заключает представитель Совета Федерации.