Культ личности и левый радикализм
Каждый год 21 декабря бесконечная вереница русских тянется с красными гвоздиками почтить своего героя — Иосифа Сталина. Но кто возложит цветы к могилам тех миллионов, которые были убиты благодаря ему? Диктатор Иосиф Сталин железной рукой правил Советским Союзом с 1924 по 1953 гг., миллионы русских погибли в результате его политики. Тем не менее, почти 20% населения России желали бы, чтобы его режим вернулся. Можно предположить, что это по большей части старики, которые по-прежнему живут воспоминаниями о временах величия, когда они сами были еще молоды, но, если верить документальному фильму «Стена» (The Wall), о возрождении сталинизма мечтают и довольно много молодых людей. Религиозное поклонение. В Москве есть Кремль, у которого находится почетное кладбище, где, в частности, похоронены Юрий Гагарин, Клара Цеткин, Леонид Брежнев и Иосиф Сталин. Это не совсем обычный документальный фильм — снят он перед бюстом Сталина 21 декабря 2016 года и показывает, как этому государственному лидеру по-прежнему поклоняются, почти через 70 лет после его смерти. Документальный фильм продолжается 40 минут. Большую часть времени мы наблюдаем людей, проходящих перед бюстом Сталина и возлагающих к нему цветы и другие предметы, чтобы почтить память тирана. Они благодарят Сталина за то, что он по-прежнему думает о них и заботится о них. Они клянутся в верности ему и обещают, что все сторонники Сталина когда-нибудь объединятся. Они выражают радость по поводу того, что советский лидер по-прежнему «с ними». Это даже немного противно: видеть, как люди осеняют себя крестом перед бюстом давно умершего диктатора, как будто он какой-то религиозный символ. Сталин, вне всякого сомнения, никаким Спасителем не был, зато позаботился о том — и не понес за это наказание, чтобы погибли миллионы людей. К тому же Сталина давно «сослали» с почетного места в мавзолее на Красной Площади, а культ личности его осудили на съезде советской коммунистической партии уже в 1956 году. Кто они? То, что больше всего режет глаз, когда смотришь фильм, это все эти красные галстуки, резко контрастирующие с той коричневой и серой одеждой, в которую одето большинство. Начинается перебранка — сторонникам Сталина обещают, что они будут гореть в аду, а потом один молодой человек отвечает, что те, кто не уважаем Сталина, должны умереть. Тут со всей очевидностью понимаешь, куда постепенно может завести этот конфликт, если Россия будет все более раскалываться политически. Кто такие эти люди? К какому слою общества они принадлежат? Хотят ли они возвращения сталинизма настолько, что готовы сражаться за то, что у них есть, или же все это для того, чтобы биться за то, что им нужно? Как им самим удается оправдать для себя последствия политики Сталина? Шокирует то, что они хотят пойти к «ультра-красным» — красно-коричневым, чтобы в их стране произошли те изменения, которых они жаждут. Возможно, есть много более мягких разновидностей коммунизма и коммунистические лидеры, которые во время своего правления не совершали массовых убийств? Вместе с тем, эти люди знают эту форму коммунизма, именно ее результаты они видели, и поэтому они, очевидно, предпочитают закрывать глаза на все то чудовищное, что сопутствовало сталинизму. Реализм. Нельзя сказать, что этот документальный фильм сбалансирован. В нем нет речи о других сторонах российской политики. Он показывает только одну-единственную группировку и ее осанну мертвому диктатору. Использованы очень немногие средства воздействия, если не считать композицию и цвета. Вы становитесь свидетелями 40 минут российской действительности. Режиссер Дмитрий Боголюбов известен тем, что показывает Россию без надежды на будущее, во многом этом документальный фильм — лучший способ критики режима в России без особого риска. Потому что в стране существует строгая цензура, и все, кто критически относятся к нынешним властям, рискуют подвергнуться преследованиям, насилию, аресту, а в худшем случае быть убитыми. Леворадикальный демарш. Крайне правые на подъеме не только в России. Во время выборов в Стортинг здесь в Норвегии в сентябре мы видели то же самое. Хотя между крайне левыми в России и здесь в стране есть несколько важных отличий. В России сталинизм, который может быть охарактеризован как «лево-тоталитарный», сосредоточен на одном человеке, «отце», который заботится о своем народе и принимает за него правильные решения. Здесь в Норвегии «левые радикалы» сосредоточены на политике — здесь совсем нет культа личности. Предсказывают, что четыре новых года с крайне консервативным правительством в Норвегии приведут к росту различий. Естественной реакцией является то, что люди пытаются исправить ситуацию, в частности, голосуя за Социалистическую левую партию и за «Красных» на выборах в Стортинг. Леворадикальная реакция точно так же логична и в России, в которой (по своим меркам) центристско-правое правительство и огромные различия в обществе, где большая часть населения живет либо ниже черты бедности, либо очень недалеко от нее. Большинство коммунистических партий сегодня полностью дистанцировались от сталинизма. Российская коммунистическая партия, которая каждый год организует чествование Сталина, напротив, хочет возрождения его режима и почитает диктатора, ответственного за убийства миллионов своих сограждан. К счастью, у нас в Норвегии совершенно другие основы, другие ценности, которые наложили отпечаток и на наши «красные» партии. Хотя классовые различия есть и у нас, насилие не рассматривается как возможный путь для улучшения условий жизни непривилегированных слоев. Борьба ведется с помощью совершенно иных средств и в ходе демократических процессов. Вероятно, в Норвегии очень немногие — независимо от своей политической принадлежности — хотели бы установления тоталитарного режима, при котором бы угнетались бы большие группы населения, где уничтожались нежелательные народы и где убивали бы миллионы людей. Фильм демонстрируется в DocLisboa в октябре.