Космос сигналит домой
Объединению "Неокосмизм" нет и двух лет, однако оно сумело оставить ощутимый след в культурной жизни столицы рядом выставок, концертов в перформансов. Неокосмисты умеют выбирать необычные места для своих мероприятий. Своим творчеством участники движения успели поделиться и в коммуне художников, и в без преувеличения легендарном Клубе им. Джерри Рубина, и на таких фестивалях, как с одной стороны, "Платформа", где собираются любители авторской песни, и, с другой стороны, "Фестиваль абстрактных мемов" для представителей поколения, выросшего в мире Web 2.0. А самым необычным местом действия одной из неокосмических мистерий стал заброшенный корабль в черте Москвы. Такой разнородный набор дислокаций арт-вылазок неокосмистов говорит о широте их взглядов. Цель движения - восстановление культурной коммуникации между людьми. Методы могут быть любыми. Главное - наличие вкуса. Движение функционирует на базе идеи open-source: участником "Неокосмизма" может стать каждый. К слову, автор статьи является одним из них. Идеологии нет. В рамках движения спокойно уживаются и консерваторы, и либералы, и левые, и правые, и защитники экологии, и технократы. Идеологию в движении заменяет концепция метамодернизма, в рамках которой рекомендуется находить золотую середину между модернистским идеализмом и постмодернистской иронией. Сообщество не стремится к доминированию на каком-либо уровне российского искусства, сторонится политических высказываний. Арт-концерт "Сигнал из космоса", прошедший 4 октября в клубе "Дом", полностью вписывается в культурную стратегию, декларируемую неокосмистами. В соответствии с солидным статусом "Дома" набор групп и художников был схож по стилистике, выражая при этом её многогранность. На сцене выступали музыканты-электронщики Андрей Климковский, Moskva-Kassiopeya, ICY FLAME и EugeneKha. Параллельно с прослушиванием музыки посетители "Дома" могли увидеть работы художников-неокосмистов. На суд публики были представлены картины загадочного Авангарда Френова, картины которого выдержаны в хиппи-эстетике безумных 60-х годов, а также Джона Смита, работающего в минималистичной и, вместе с тем, яркой манере, отсылающей нас к полотнам Марка Ротко. Космос как ностальгия Структурно арт-концерт можно разделить на две части. Первая часть апеллирует к чувству ностальгии. Речь идет о выступлении Андрея Климковского и группы Moskva-Kassiopeya, в музыке которых отчетливо звучат мотивы из прошлого. Ностальгия созвучна любому времени. В нулевых подобную музыку величали "ретрофутуристичной", сегодня в ходу у модных журналистов слово "ретровейв". Однако, меняя имена, ностальгия не меняет своей сути. Тем не менее, форма подачи материала тоже важна. Андрей Климковский отсылает нас к электронной музыке 70-х. В треках Климковского слышатся и советский композитор Эдуард Артемьев , и Zodiac , и Space . Копая глубже, можно вспомнить казанский НИИ "Прометей", в рамках которого ученый Булат Галеев еще в 70-х годах прошлого века проводил революционные для своего времени эксперименты со звуком и видео. Фотография со страницы Андрея Климковского в социальной сети Facebook Концептуально музыка Климковского может напомнить группу ППК , взрывавшую все возможные чарты семнадцать лет назад, но композиции Андрея представляются более объемными, сохраняющими стилистическое единство. Выступление Андрея Климковского проходило на фоне видеоарта на тему космоса, выражавщего общую атмосферу концерта. Сам Андрей отметил следующее: "Я вынужден был уехать ближе к завершению выступления второго участника. Весь концерт я не видел. А так - неплохо, даже хорошо. И в первую очередь хорошо, что такое концерты проводятся. Я не очень уловил глубинную суть данного проявления неокосмизма, как и вообще с неокосмизмом не очень знаком. Признаюсь, я вообще не жанровый человек - не делю музыку на жанры. делю на "нравится" и "не нравится". Также и все остальное. И потому в стилях совсем не разбираюсь. А еще считаю, что всякий стиль ограничивает в средствах и формах. Так что об этом концерте могу сказать, что он в любом случае стал еще одним шагом в направлении космоса - космоса, как понимания целостности мира, включая и населяющих его существ. Когда человек пробуждается, он осознает, что он - часть космоса, и идет к этому единству навстречу. И мне показалось, что это была встреча людей в той или иной мере пробудившихся, идущих навстречу космосу". Другую разновидность ностальгии продемонстрировала группа Moskva-Kassiopeya , названная в честь одноименного советского фильма. Если отправной точкой для творчества Климковского служит советская музыка, то Moskva-Kassiopeya явно вдохновлялась треками, взрывавшими дискотеки прошлого века за океаном, а также саундтреками к западным научно-фантастическим фильмам. Фотография со страницы Александра Жарикова в социальной сети Вконтакте Так, один из альбомов группа посвящен знаменитому фильму Стенли Кубрика "Космическая Одиссея: 2001". При этом для того, чтобы смягчить витальность, свойственную "космической" музыке 60-х-70-х прошлого века, кассиопейцы не стесняются использовать в своих треках лупы (закольцованные фрагменты) песен таких массовых групп, как AC/DC и Survivor. Необходимо отметить, что переосмысление стиля диско началось еще в начале 80-х. Можно вспомнить и популярного рок-исполнителя Дэвида Боуи с его треком " Modern Love ", и пронзительный реквием по лидеру Joy Division Иэну Кертису " I.C.Water ", созданным радикалом Джениса Пи-Орриджа из Psychic TV и его соратниками по группе. Пожалуй, главным отличием Moskva-Kassiopeya и других современных исполнителей подобного рода от тех, кто пытался экспериментировать со стилями тридцать лет назад, состоит в том, что сегодня подобные эксперименты не являются формой протеста. Если раньше панк-рокер априори противопоставлялся металлисту, а любитель индастриала и репер были жителями параллельных вселенных, то сегодня человек стал более свободен в выборе видов культуры. Что, к слову, полностью соответствует ценностям неокосмистов, призывающих принимать искусство во всем его многообразии. Космос как переживание В отличие от Андрея Климковского и Moskva-Kassiopya, сосредоточившихся на стилистике, музыканты ICY FLAME и EugeneKha в своем выступленияи укутывали посетителей концерта космосом. Объединяет этих исполнителей, то, что доминантой в их творчестве является его экзистенциальная составляющая. Во время их выступления зритель погружается в глубины своего микрокосмоса, открывая там неизведанные ранее места. ICY FLAME определяет свой стиль как "деконструированный пост-трэп". Согласитесь, это не самое простое для понимания название. Термин "деконструкция" ввел французский мыслитель Жак Деррида в своей программной работе "О грамматологии", вышедшей в 1967 году. Означает оно разложение устоявшегося объекта на составляющие с целью дальнейшей переработки. В качестве такого объекта могут выступать не только те или иные концепции, но и явления общественной жизни, формы социальной организации, а также произведения искусства. В свою очередь, сайт Википедия определяет понятие "трэп" следующем образом: "Трэп (англ. trap — ловушка) — музыкальный стиль, возникший в 1990-е годы на юге США. Однако популярность приобрел лишь в начале 2010-х. Отличается более агрессивным битом и текстами, кастомными 808-драмами, с очень продолжительной бас-линией, а также с хай-хэтами разного темпа". В свою очередь, приставка "пост" в названии самоопределенного жанра `ICY FLAME говорит нам о возможности коллабораций исполнителя с другими жанрами. В этот вечер в треках ICY FLAME отчетливо слышался эмбиент. Чем-то его музыка напоминала психодрамы группы " Старуха Мха ". Однако, в отличии от мрачного хтонизма безвременно ушедшего от нас Романа Сидорова, эмбиентную тягучесть ICY FLAME разбавлял лихими проигрышами, напоминающими кометы, пролетающие мимо иллюминатора космического корабля. В своем комментарии для "Ревизора" музыкант отметил важность связи "Неокосмизма" с идеями русских космистов: "Наследие русского космизма, этой широкой рефлексии человека о его истинной родине, по-настоящему велико. Работы Чижевского, Вернадского, Циолковского и целого ряда других ученых и исследователей актуальны по сей день и поражают масштабом охватываемых тем и проблематик. Важность сохранения смыслообразующих, космогонических элементов культуры сложно переоценить. Такие направления отечественной мысли, как космизм, основы синергетический парадигмы (работы Ильи Пригожина) и даже мистический анархизм (Василий Налимов) содержат в себе множество подсказок о том, куда в эволюционном плане наш вид может прийти и что лежит в основе нашего существования, агентами каких сил мы являемся. В обществе, где ирония, пост-правда и очищенность форм взаимодействия от спиритуальной компоненты стали основным культурным течением, обращение к фундаментальной мысли может послужить вратами к новой оптике и перспективе". Завершил вечер EugeneKha , также тяготеющий к эмбиенту. В упорядоченном хаосе его музыки отчетливо прослеживалось чувство светлой печали. Печаль порождал тот факт, что нам не дано узнать все тайны космоса, изведать его вдоль и поперек. Однако космонавты выходят на орбиту, посылают сигналы на миллионы парсеков холодной тишины, а в планшеты заправлены космические карты, что делают эту печаль светлой. Как известно, стиль эмбиент был придуман знаменитым музыкантом Брайаном Ино, выпустившим в 1978 году альбом "Ambient 1 - Music for Airport" . Слово "ambient" переводится с английского языка как "окружающий", а музыкальная структура произведений не поддается строгой схематизации: композиции этого стиля напоминают полотно, на котором незаметно появляются те или иные образы. Идейно эмбиент развивает идеи Джона Кейджа, который также был сторонником деконструкции плотно скроенного музыкального рисунка. Синоним "ambient" органично подходит к понятию "космос". Микрокосмос окружает нас внутри, макрокосмос - снаружи. EugenKha смог привести в гармонию микрокосмосы публики со всеобщим с макрокосмосом. Сам EugenKha (Евгений Харитонов) напомнил, что важной чертой космонавтов является стоицизм, который необходимо отражать в неокосмическом и не только искусстве: " Итак. Так складывается в этой жизни, что Космос остается для нас, живущих в России, едва ли не главным предметом гордости. К космической теме мы относимся особенно нежно, трепетно. Это почти религия. Можно сказать: любой русский в душе Космонавт. А музыкант, стремящийся "озвучить" космическую бездну, сотворяющий гимны космпороходцам, Космонавт уж точно. Приятно, что вслед за фестивальным проектом "Наши в космосе", который организует ваш покорный слуга, ребята-неокосмисты затеяли такую замечательную музыкально-космическую акцию. Вот уже две космические музыкальные программы в Москве. Юбилеев космических много, поэтому надеюсь, одним концертом не обойдется. Сам концерт порадовал не только отличной музкомпанией, с которой посчастливилось разделить сцену, а, и это главное, атмосферой в зале, отзывчивостью зрителей. В общем, я много чего тут уже наговорил, но все сводится к одной фразе: "Спасибо за концерт!". Движение "Неокосмизм" благодарит музыкантов, художников и посетителей арт-концерта "Сигнал из космоса", а также сотрудников клуба "Дом"!