Творцы новой пролетарской литературы собирались сжигать картины Рафаэля
Ровно 97 лет назад в Москве состоялся I Всероссийский съезд пролетарских писателей. Осень 1920 года выдалась для молодой Советской России тревожной. В Крыму Красная армия добивала последние отряды белых, в Москве, где власть Советов уже утвердилась прочно, был созван съезд писателей, которые должны были создавать новую литературу — классовую, пролетарскую. Это должно было стать новым словом в истории отечественной, да и мировой литературы. Собрание, состоявшееся в Доме печати на Никитском бульваре, получилось представительное — 142 писателя-делегата, приехали практически из всех регионов страны. Почетными председателями первого съезда единогласно избрали Владимира Ленина, без которого тогда не обходился ни один съезд в принципе, народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского, как непосредственно ответственного за культуру, и Максима Горького — крестного отца всей советской литературы. Имена самих писателей-делегатов сегодня что-то скажут разве что узким специалистам по советской литературе — они практически не встречаются в школьных хрестоматиях или сборниках. Так, председателем съезда был избран пролетарский, революционный поэт Владимир Кириллов. Среди его сохранившегося литературного наследия есть такие строки: «Во имя нашего Завтра — сожжем Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства цветы». Пролетарские писатели мыслили только в мировом масштабе, и строки из «Интернационала» — «Мы наш, мы новый мир построим» — они воспринимали как руководство к действию. Живописец эпохи Возрождения Рафаэль и прочие «эстеты» строительству нового мира только мешали. — Явление пролетарских писателей — скорее отрицательное, — рассказал «ВМ» Алексей Симонов, писатель, сын поэта и журналиста Константина Симонова. — Им льстили критики, под них подлаживалась революционная печать. Но в результате никакой новой литературы не образовалось. То, что казалось новым, оказалось бестолковым. Многих участников съезда постигла незавидная участь. Всего через 17 лет их ожидали пуля палача или бездна лагерей. Председатель съезда Владимир Кириллов пал жертвой репрессий. Такая же судьба ожидала поэта Артема Веселого и писателя Леопольда Авербаха. Последний был одним из соавторов сборника «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина: история строительства». Так, неумолимая судьба лучше любого писателя умеет закручивать интриги и подбирать символы. Авторы, создававшие новую литературу, главным отличием которой должна быть классовая направленность, сами пали жертвой классовой борьбы. Именно так определяли содержание репрессий их непосредственные исполнители. Конечно, не все имена канули в Лету. Среди участников литературного процесса тех лет — Дмитрий Фурманов, написавший роман «Чапаев», Павел Бляхин, автор повести «Красные дьяволята», поэт Михаил Светлов. Можно ли их назвать пролетарскими писателями? Отчасти да, но на самом деле они были продолжателями традиций русской литературы, у которой учились. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!