Ещё
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Джокер
Джокер
Триллер, Драма, Криминальный
Купить билет
Дождливый день в Нью-Йорке
Дождливый день в Нью-Йорке
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Эверест
Эверест
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Гемини
Гемини
Боевик, Триллер, Фантастика
Купить билет
Девушки бывают разные
Девушки бывают разные
Приключение, Комедия
Купить билет
Окей, Лекси!
Окей, Лекси!
Комедия
Купить билет
Они
Они
Триллер, Ужасы
Купить билет
Текст
Текст
Триллер, Драма
Купить билет
Джуди
Джуди
Биография, Мюзикл, Драма
Купить билет
Тайна печати дракона
Тайна печати дракона
Приключение, Фэнтези
Купить билет
Zомбилэнд: Контрольный выстрел
Zомбилэнд: Контрольный выстрел
Комедия, Ужасы
Купить билет
Матрица
Матрица
Боевик, Триллер, Фантастика
Купить билет
К звёздам
К звёздам
Триллер, Фантастика
Купить билет
Оно-2
Оно-2
Ужасы
Купить билет
Щенячий патруль: Мегащенки и Шиммер и Шайн
Щенячий патруль: Мегащенки и Шиммер и Шайн
Мультфильм
Купить билет
Урфин Джюс возвращается
Урфин Джюс возвращается
Мультфильм, Приключение, Семейный
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Мысленный волк
Мысленный волк
Мистика, Драма
Купить билет
Семь лет не «Пила»
Фото: Коммерсантъ - Weekend
о возвращении выдающейся хоррор-франшизы После семилетней паузы в прокат выходит восьмая часть «Пилы» — самой успешной хоррор-франшизы XXI века. О том, как сюжет про хитроумного маньяка распилили на восемь серий, рассказывает Станислав Ф. Ростоцкий Самая первая «Пила» длилась всего девять минут, короче иных фильмов . И тем не менее в любительской одночастевке уместилось едва ли не все, что впоследствии составило всепланетную славу одной из самых брутальных и влиятельных хоррор-франшиз на планете. И хитроумные капканы, которые с полным на то основанием можно назвать «головоломками». И выезжающая на трехколесном велосипеде жуткая кукла по имени Билли, петрушка-потрошитель, объясняющий записанным на пленку страшным голосом правила Игры. И остающийся до поры до времени за кадром тот, кто устанавливает эти правила. И самое главное — ощущение абсолютной беспомощности и леденящего страха, которое вызывала вся эта история, пусть даже рассказанная сбивчиво и пунктирно. В любом случае, авторам «Пилы», австралийским «параллельщикам» и  (которые к тому моменту имели в своем послужном списке разве что приз «за лучший фильм сопротивления» на Мельбурнском фестивале андерграундного кино) было на что надеяться, когда в 2003 году они разослали свою короткометражку по продюсерам в качестве заявки на будущий полный метр. Необходимый минимум средств нашелся довольно быстро и очень вовремя. К моменту появления «Пилы» коготок голливудского хоррора накрепко увяз в постмодерне; казалось, что в жанре не осталось ничего кроме сиквелов и приквелов ("Потомство Чаки", «Изгоняющий дьявола: Начало», «Блейд: Троица»), кроссоверов ("Чужой против Хищника", «Фредди против Джейсона») и бесконечных ремейков как местной классики ("Рассвет мертвецов", «Техасская резня бензопилой», «Кошмар дома на холмах»), так и последних азиатских хитов ("Звонок", «Проклятие»). Самым же талантливым фильмом ужасов за отчетный период стал «Дом 1000 трупов» , оказавшийся одновременно и сиквелом, и приквелом, и ремейком всего, что только могло прийти в неизбежно пошедшую кругом голову. При таком раскладе явление принципиально новой истории, да еще и с заведомо культовым злодеем, не могло не вызвать сенсацию. Сразу же после премьеры на «Сандэнсе» Ван и Уоннелл выкинули из головы идею о выпуске фильма сразу на видео, и в канун Хэллоуина-2004 «Пила: Игра на выживание» стартовала в США на без малого 2500 экранах, где при чуть более чем миллионном бюджете собрала в первый же уикенд $18 млн, а всего по миру — $103 млн Критики захлебывались в панических восторгах, коллеги были благодарны Вану за то, что он в очередной раз расширил пределы допустимого на экране зверства, а исполнитель роли маньяка Пилы Тобин Белл (до того блиставший на зловещем втором плане у Паркера, Петерсена и Поллока, а также сыгравший заглавные роли в телефильмах «Серийный убийца» и «Унабомбер») моментально превратился в икону жанра уровня Роберта Энглунда, желанного гостя на фанатских конвентах и модель для изготовления коллекционных фигурок. И жизнь на экране ему предстояла долгая. Насколько бы «закрытым» ни был финал первой серии, речь незамедлительно зашла о сиквеле, и с тех пор «Пилы» появлялись на экране ежегодно, с периодичностью, которой до того момента могла похвастать разве что «Полицейская академия». За три дня до премьеры второй части (2005) в сети появился шестиминутный анимированный комикс Джеффа Шутера и Дэниэля Вини «Пила: Возрождение», в котором добропорядочный обыватель и примерный семьянин популярно разъяснял, как он стал Пилой. Коротышка была выдержана в духе «Убийственной шутки» о происхождении Джокера и удостоилась похвал от Вана и Уоннелла, признавших «Возрождение» официальной предысторией наклевывающейся франшизы. От которой, впрочем, отцы-основатели практически самоустранились: на всех последующих «Пилах» Ван и Уоннелл числились всего лишь исполнительными продюсерами, да кроме того приложили руку к сценариям второй и третьей частей. Ван некоторое время занимался своими камерными личными проектами ("Смертный приговор" с  в роли мстителя-вигиланта и «Мертвая тишина» про зловещую чревовещательную куклу), а в 2010-м снял по сценарию Уоннелла мистический триллер «Астрал», который оказался родоначальником не франшизы даже, а целого собственного универсума, который на сегодня включает (с грядущими премьерами) четыре «Астрала», три «Заклятия», два «Проклятия Аннабель», а также одну — пока что — «Монахиню» и одного — пока что — «Скрюченного человека». В перерывах между этими оккультными штудиями Ван успел снять седьмой «Форсаж», мировые сборы которого перевалили за полтора миллиарда, а прямо сейчас занят съемками персонального блокбастера про члена комиксовой «Лиги справедливости», соратника Бэтмена и Чудо-женщины Аквамена. Что до «Пилы», то сначала она поступила в полное распоряжение дебютанта Даррена Линна Боусмана, снявшего три продолжения подряд. Впрочем, хоть при нем франшиза расцвела, а третья часть (2006) и вовсе остается самой кассовой ($165 млн), для Боусмана «Пила» не являлась проектом мечты. И за четвертую (2007) он, страстный поклонник «Томми» и " — суперзвезды", взялся с тем лишь условием, что продюсеры профинансируют лелеемую им киноверсию трэш-метал-мюзикла «Генетическая опера», а дождавшись обещанного, покинул съемочную группу уже на стадии монтажа. Потом Боусман поставил еще как минимум два мюзикла ужасов и является в этом специфическом жанре непререкаемым и, чего уж там, единственным патриархом. Но про рекордные сборы былых времен (благодаря «Пилам» Боусман остается единственным режиссером в истории Голливуда, чьи три хоррора подряд стартовали с первого места национального бокс-офиса) новоявленному классику остается лишь мечтать. Пятую «Пилу» (2008) поставил , бывший художником-постановщиком на трех предыдущих частях; режиссером шестой (2009) стал бессменный монтажер «Пил» . Но безотказный вроде бы механизм начал ощутимо сбоить: «Пила-6» оказалась самой дорогой ($11 млн) и одновременно наименее прибыльной ($68 млн, впервые фильм серии собрал по миру сильно меньше сотни), к тому же в прокатном противостоянии на Хэллоуин-2009 «Пиле» нанесло сокрушительное поражение совсем уж копеечное ($15 тыс.), но жуткое в своей простоте «Паранормальное явление» Орена Пели. Интересно, что как раз Гротерт должен был снимать сиквел «Явления», но ему напомнили об обязательствах перед родной франшизой и поручили «Пилу 3D»: еще в 2009-м продюсеры посмотрели конвертированную в 3D первую серию и впечатлились безмерно. Фильм обошелся в два раза дороже предшественника, но там действительно было на что посмотреть сквозь специальные очки: впервые ловушки Пилы располагались не только в темных клаустрофобических подвалах и гаражах, но и красовались в залитых солнцем витринах, а одной только искусственной крови разлили 25 галлонов — в два с половиной раза больше, чем на «Пиле-2». Все это не спасло кино от номинации «худшее использование 3D-эффектов» на антипремии Razzie, но она так и осталась номинацией (худшими в итоге назвали трехмерные кунштюки в шьямалановском «Повелителе стихий»), а кассовые сборы оказались весьма внушительными. Но всем было очевидно, что Пила нуждается если не в тотальной перезагрузке, то уж как минимум в передышке, чтобы собраться с мыслями. История его жизни (и смерти — официально Джон Крамер отходил в мир иной еще в третьей части, но очередная команда сценаристов отчаянно пыталась об этом забыть) совсем запуталась, правду от имитации не отличали толком, похоже, и сами творцы, а фильмы стремительно превращались в эффектный, но бессмысленный парад-алле изощренных пыточных ловушек. К ним уже ни в коей мере не относились одобрительные слова , включившего две первые «Пилы» в число лучших образчиков жанра за последние четверть века: «Пересмотрите их, и вы поразитесь, помимо прочего, на каком высочайшем уровне это работает как детектив». Настало время что-то менять. Знакомых имен в титрах «Пилы», вышедшей сейчас из семилетней комы, почти не осталось: только за монтаж отвечает все тот же Гротерт, а за музыку — неизменный Чарли Клоузер из Nine Inch Nails. Сценарий написали Пит Голдфингер и  ("Крик в общаге", «Пираньи 3D»), но самое главное — режиссерское кресло разделили между собой братья Спириг. Майкл и Питер, близнецы немецкого происхождения, заявившие о себе, как некогда и Ван с Уоннеллом, как австралийские режиссеры ("Восставшие из мертвых", «Воины света», «Патруль времени»), в данный момент являются если не классиками, то уж выдающимися современниками вполне. Обладатели двуручного и обоюдоострого авторского почерка, антиподы с пугающе интересным взглядом на жанровые каноны — в их руках «Пила» просто не может снова не запеть вдохновенно и пронзительно. Действие происходит через десять лет после финала третьей части. Сомнений в физической смерти Джона Крамера, более известного как Пила, не осталось у самого последнего параноика, но полиция находит все новые и новые трупы, с которыми обошлись в худших, изощреннейших традициях покойного маньяка. И, как ни безумно это звучит, дело здесь не в имитаторах и подражателях. Вспыхнули раны закатным лучом: вослед своей нечаянной тезке, Рыбе-Пиле из старого советского мультфильма, Джон Крамер снова готов с энтузиазмом воскликнуть: «Это дело я люблю!» И в который раз со свистом раскачать над головами почтеннейшей публики отточенный инквизиторский маятник. В прокате с 26 октября
Как изменились актеры из сериала «Солдаты»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео