"Родился в икре и едва в ней не помер": как армянин с нуля построил империю
Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армена Петросяна знают все, кто причастен к производству, реализации и смакованию черной икры в мало-мальски значительных объемах. Икра считается одним из символов богатства и роскоши, а около 25% мировых продаж этого деликатеса контролируется компанией Petrossian, она же — крупнейший экспортер в США и Францию и обладает исключительным правом импорта российской осетровой икры в США. При этом сам осетр – на редкость некрасивая рыба, которая питается падалью.Икру Петросян контролирует не только в плане денежных потоков, но и качества. Российская, в основном, икра становится готовой к употреблению на заводе Petrossian недалеко от Парижа, там же фасуется в фирменную упаковку и отправляется в продажу – бизнесу скоро исполнится век. А еще Армен Петросян – это сеть престижных гостиниц и ресторанов, где главным блюдом в меню является, конечно же, черная икра. Как ни странно, но самой идеей икорного бизнеса и его успешностью семья Петросянов в немалой степени обязана революции 1917 года. За два года до этого эпохального события в Париже оказались братья Микаэл и Мелкум Петросяны, приехавшие во Францию на стажировку – они изучали право в Петербурге. Революция закрыла Петросянам дверь в Россию, но деловой хватки им было не занимать, и родилась идея предложить парижскому бомонду столь любимую им русскую черную икру, сделав из нее, как сказали бы сейчас, брендовый и эксклюзивный продукт. Переговоры с советским посольством прошли успешно, и поставки икры во Францию начались, причем на то время у Петросянов была почти полная на это дело монополия. Компания Petrossian открылась в 1920 году и быстро сделала осетровую икру предметом особой парижской роскоши, а слово caviar стало ассоциироваться с достатком и хорошим вкусом. Вскоре Микаэл Петросян женится на Ирине Маиловой, дочери хозяина компании, занимавшейся производством икры и нефти. "Икорный марьяж" дал Петросянам множество козырей в руки, они постепенно расширили продажи, выиграв конкуренцию у иранцев. Настоящей порой расцвета предприятия стал послевоенный период: французы тогда не особенно интересовались осетровой икрой, но Петросяны смогли сделать из нее товар высшего класса элитарности и стали продавать ее втридорога. Армен Микаэлович Петросян родился в 1949 году, когда семейный бизнес уже крепко стоял на ногах. Наследник – наследником, но сначала нужно было окончить Сорбонну, и лишь в 1971 году Армен вошел в дело – чернорабочим. Диплом престижного университета сам по себе ничего не значил для таких серьезных людей, как Петросяны, и Армен последовательно прошел все этапы, после чернорабочего поработав уборщиком, развозчиком заказов и продавцом. Он ничуть об этом не жалеет, даже наоборот, говорит, что "это нормально, правильно, надо было всему научиться, узнать компанию изнутри".В середине 1970-ых Армен продолжил обучаться премудростям бизнеса на руководящих должностях – управляющим по персоналу, финансовым и коммерческим директором, а в 1985 году стал гендиректором и президентом. Представительный, образованный, свободно изъясняющийся на французском, армянском, английском и русском, он не мог не привести свою фирму к известности и славе. "Я родился в икре и едва в ней не помер", — рассказывает Армен Петросян: в совсем юном возрасте он однажды упал в бочку с икрой и едва в ней не захлебнулся. Наверное, это был знак свыше, и поэтому теперь парижский бутик Petrossian на бульваре де Латур-Мобур, в квартале Инвалидов, считается национальным культурным достоянием Франции. Фирменный логотип Петросянов – парусник, идущий сквозь волны в лучах солнца, известен всей планете. Горбачевская перестройка не принесла ничего хорошего и икорному бизнесу: поставки продукции из СССР резко уменьшились, шли с непредсказуемыми перебоями. Петросян оценил новые времена, и без промедления затеял собственную перестройку. Первым делом он расширил ассортимент: в нем появились чай, кофе, шоколад, консервированные овощи, джемы, опять икра, но уже баклажановая. Во-вторых, он твердо решил рассчитывать впредь на собственные лишь силы и создал комбинат, производящий до 500 тонн лосося и семги в год. А до этого, еще в 1984 году, открыл ресторан Petrossian в Нью-Йорке, в историческом здании Alwyn Court на Манхэттене. А потом и бистро на втором этаже парижского фамильного магазина, мгновенно ставшее знаменитым. Так возник идеально структурированный холдинг, получающий более половины продукции с заводов-производителей, прежде всего французских. Так надежнее, быстрее, да и сырье свежее несравненно. Армен Петросян придумал гигантские 10-килограммовые банки с черной икрой: "я создал три банки. Банка весом в 10 кг называется "Иван Грозный", 5-килограммовую я назвал "Екатерина Великая", а банку в 2,5 кг — "Император Александр". Это в честь российских императоров, которые отражают уникальность той эпохи". 10-килограммовая банка икры от Petrossian стоит около 100 тысяч евро. Сегодняшний ассортимент икорной империи – копченая рыба и крабы, водка тончайшей очистки и раки, шоколад и фуа-гра. И, конечно, икра – деликатесная осетровая, белужья, севрюжья. Самая престижная икра Петросянов называется Golden Caviar: это икра редчайшего зверя — белуги-альбиноса. Стоит она от 25 тысяч долларов за килограмм. Контроль качества икры в фирме расписан вплоть до мельчайших подробностей и категорически не приемлет малейшего отклонения от эталона. В вазу с икрой опускается маленький серебряный шарик, подвешенный на тонкой цепочке. Если шарик тонет сразу, значит, с продуктом все в порядке. Если застревает на поверхности – то, как говорится, такой "кавиар" нам не нужен. Едят икру исключительно золотой ложечкой — благородный металл идеально сохраняет вкус не менее благородного деликатеса. Так предписывает Армен Петросян — человек, знающий об икре все."Нельзя есть икру металлической ложкой, портится вкус. И не надо добавлять никакой сметаны, икра — это самостоятельная амброзия! Максимум вторжения, которое она потерпит — рюмка водки или бокал шампанского", — вот урок истинного наслаждения икрой от Петросяна. Разумеется, такая амброзия – удовольствие не из дешевых, от 1600 до 12000 евро за кило, и это только ассортимент "широкого спроса", без "эксклюзива". Остается лишь сожалеть, что для многих простых смертных продукция Petrossian недоступна. Неугомонный Армен Петросян придумывает все новые и новые трюки для приручения рынка. То сок шиповника задумает продавать, то ту самую баклажановую икру. Но энергичнее всего Петросян борется за охрану осетровых пород, против браконьерства, для этого ездит по научным конференциям и финансирует исследования. Армен Петросян не забывает и о своих корнях. Он активно участвует в жизни армянской диаспоры Франции, поддерживает самые тесные связи со своей исторической родиной. Так, он был одним из главных спонсоров выставки "Armenia Sacra" в Лувре, прошедшей в рамках года Армении во Франции в 2006 году. А через год, в центральном офисе Petrossian Group состоялась церемония вручения ему высшей награды Франции – Ордена Почетного Легиона. "Вы не изменили свою армянскую фамилию, никогда не скрывали своих корней. Ваша семья – это прекрасный пример полноценной интеграции армян в жизнь нашей республики", — заявил, вручая орден, глава ассоциации парижских адвокатов Жан-Бернар Тома. У него два сына — Александр и Микаэл. "Каждый отец хочет, чтобы сыновья работали с ним. Но у детей есть собственные желания. Я буду делать все, чтобы им понравилось работать в моей компании, но окончательное решение – за ними", — говорит Армен Петросян, человек, построивший собственный счастливый мир.