Хит-шаман
Игги Поп выступил в Москве В столичном зале Stadium выступил Игги Поп — певец, стоявший у истоков панк-рока. Кирилл Шамсутдинов поучаствовал в устроенной 70-летним американцем вакханалии. Об аншлаге на концерте Игги Попа руководство клуба Stadium объявило за несколько дней до мероприятия. Игги Поп — живая легенда, человек, которого принято называть дедушкой панк-рока. Он неукротимый певец отчаяния и ярости. Его голос драчевым напильником врезался в эфир еще во времена Джима Моррисона — дебютную пластинку группы Игги Попа The Stooges рекорд-лейбл Electra выпустил в 1969 году через неделю после «Soft Parade» The Doors. После смерти Моррисона Игги стал главным проводником дионисийской традиции рока — традиции безумия, исступления и саморазрушения. Его песни пели Sex Pistols, его лучшими друзьями были Лу Рид и Дэвид Боуи, под его музыку повесился лидер Joy Division Иэн Кёртис, под нее же корчились от передозировки герои «Трейнспоттинга». Именно он изобрел стейдждайвинг (это когда «ныряют» со сцены в публику), а в начале карьеры и вовсе ходил по волнам бушующей толпы. Словом, пленных Игги Поп брать не привык, но, в отличие от упомянутых артистов, он все еще жив и все еще скачет. Интрига концерта состояла отчасти в том, как именно он будет скакать, разменяв восьмой десяток. Выскочил он как надо — подобно чертику из табакерки. С обнаженным торсом и развевающимися седыми космами, вихляя костлявыми бедрами, он напоминал волхва, в тело которого во время камлания вселяется божество. Или Кощея Бессмертного из детского спектакля: Игги Поп действительно страшен со своими выпученными глазами, асимметричным телом и иссохшими мускулами, похожими на перекрученные канаты. Если в 2007 и 2010 годах американец привозил в Москву программу из своих ранних песен, формально посвященную воссоединению The Stooges, то нынешний концертный набор — это лучшее за всю карьеру музыканта. Первой песней стал чуть ли не главный хит The Stooges «I Wanna Be Your Dog». Самый популярный номер из сольного каталога рокера — «Passenger» — был сыгран уже третьим, следом за ним — «Lust For Life». Наряду с хитами The Stooges и сольными номерами периода сотрудничества с Дэвидом Боуи Игги Поп исполнил и более поздний материал, включая «Gardenia» из прошлогоднего альбома «Post Pop Depression», записанного вместе с Джошем Хоммом из Queens Of The Stone Age. Из всего, за что Игги Попа любят в России, в Stadium не прозвучала только «In The Death Car» Горана Бреговича. Эту песню музыкант играл на концертах только в первой половине 1990-х, когда на экранах шел фильм Эмира Кустурицы «Мечты Аризоны», к которому она была написана. В Москве Игги Поп не бросался в толпу без оглядки, раскинув руки, не выдергивал из зала партнеров для совместного исполнения «No Fun» (правда, вытащил под софиты фанатку, чтобы спеть с ней дуэтом «Real Cool Time»), не прыгал так, как на концертах семи- и десятилетней давности. Максимум — пробегал по «рву безопасности» перед сценой. Не резал себе грудь бутылочными осколками и не кусал висящее на нитке яблоко, стоя в мостике. И все же, несмотря на «укороченную» программу, Игги был «тот». В его глазах мерцало яростное пламя: функции шамана, замыкающего на себя исторгнутую толпой энергию, ему удавалось выполнять точно, как раньше. Поэтому, как и раньше, не сравнить Игги Попа со жрецом языческого культа было невозможно. Даже охапку роз, полученную от фаната, он держал, как жертву для алтаря. Участники римских праздников в честь Вакха стремились утратить человеческий облик — вот и на московском концерте творилась настоящая вакханалия. Фан-зону забила публика платежеспособная да еще и почти трезвая, однако слэм перед сценой выдался жарким. «Становясь зверем, избавляешься от боли быть человеком» — эти слова Хантер С. Томпсон использовал в качестве эпиграфа для «Страха и отвращения в Лас-Вегасе». Судя по счастливым лицам разгоряченных поклонников Игги Попа, им удалось «избавиться от боли» хотя бы на полтора часа.