Войти в почту

Много шума из ничего: фильм недели — «Матильда»

В российский прокат выходит один из самых обсуждаемых фильмов года — «Матильда» Алексея Учителя. На протяжении всего промо-периода картину об истории любви балерины Матильды Кшесинской и наследника русского престола, будущего императора Николя II, окружали, как оказалось, совершенно ненужные споры и шумиха. Как известно, в центре повествования — взаимоотношения балерины и наследника. История умещается в довольно компактный период — от знакомства героев в 1890-х годах до коронации Николая II. Выступление в Мариинском театре, знакомство на скачках, вспыхнувшие чувства, приезд немецкой принцессы Аликс. Действие не останавливается ни на секунду, как 32 легендарных фуэте, которые исполняла Кшесинская. Но несмотря на амбициозную задачу представить наследника престола с теми чувствами, которые его одолевали; его душевные метания и муки выбора, создатели картины показывают на экране калейдоскоп быстро сменяющихся действий, сливающихся в яркий цветной ряд без какой-либо идеи. Режиссер Учитель неоднократно говорил, что хотел создать историю, основанную на фактах, но не лишенную художественного вымысла там, где не было или не могло быть свидетелей событий. В итоге получилась сказка для иностранцев про Российскую Империю — красочная, дорогая, масштабная, лишенная смысла. Так, коронация и Ходынская трагедия происходят в один и тот же день. А личное знакомство Николая и Матильды — в шатре в лесу, где основное пространство недвусмысленно занимает огромная кровать. Главные роли исполняют иностранные актеры — полька Михалина Ольшанска и целый десант из берлинского театра «Шаубюне»: Ларс Айдингер (Николай), Луиза Вольфрам (Аликс) и худрук Томас Остермайер (немецкий доктор Фишель). С российской стороны подобрался звездный состав — Ингеборга Дапкунайте (невероятно убедительная в роли императрицы Марии Фёдоровны), Сергей Гармаш, Евгений Миронов и другие. Но все персонажи ведут себя однобоко: Матильда нацелена на карьеру великой балерины (сначала демонстративно отвергая Николая, а потом активно пользуясь выгодой от своей связи с ним), Аликс фанатично намерена заполучить престол, для чего необходим Николай. А последний пребывает в смешанных чувствах, витая в одному ему известных облаках. Разнообразие вносит персонаж Данилы Козловского (который изначально предполагался на роль Николая II) офицер Воронцов, влюблённый в Кшесинскую, и ради расположения которой не чурается подраться с самим наследником престола. Появление этого героя в сюжете остаётся загадкой и, несмотря на драматичность образа, вызывает разве что недоумение или смех. Лучше всего создателям фильма удались костюмы. Около 100 мастеров в течение года сшили семь тысяч единиц одежды и аксессуаров. Ручную вышивку делали в Индии, в США тачали сапоги, которые не смогли найти в Росиии, ткани, обувь и аксессуары заказывали из Китая, Италии, Англии, Франции. Но и здесь не обошлось без дискуссий — в кадр попадают джинсовая куртка и джинсы. Художники по костюмам аргументируют это тем, что джинсовая ткань существовала с начала XIX века, правда, преимущественно в Америке, но кого интересуют детали. В итоге получился микс «Марии Антуанетты» и «Анжелики, маркизы ангелов» — дворцы, исторические костюмы, утехи, интриги.

Много шума из ничего: фильм недели — «Матильда»
© Forbes.ru