Possible Group и Stenograffia создали арт-объект для незрячих
Многие незрячие совершенно не адаптированы в социуме. Дискомфортные условия для передвижений по городу, отсутствие внимания со стороны окружающих – одни из многих причин, по которым у незрячего человека отсутствует желание занимать активную позицию в обществе и более решительно проявлять себя. НКО «Белая трость», авторская команда «Stenograffia» и креативное агентство «Possible Group» объединились для создания граффити-галереи для незрячих при помощи шрифта Брайля. Авторы проекта в рамках фестиваля уличного искусства «Стенограффия» решили вдохновить людей, не имеющих возможности видеть, создав галерею необычных объектов уличного искусства. Она состоит из трех объектов, соединяющих в себе визуальные символы и текст, написанный шрифтом Брайля. Каждый из объектов рассказывает о достижениях незрячих людей, сумевших добиться существенных успехов в разных сферах жизни, не смотря на свой недуг. Героями выставки стали: Томский ученый Михаил Пожидаев, который, потеряв зрение, изобрел операционную систему для слепых. Музыкант Рэй Чарльз, обладатель 17 премий Грэмми Спортсменка Марла Раньян, побившая национальный рекорд в беге на 5 000 метров Визуальная часть рифмуется со сферами, в которых эти герои добились успеха: спорт, технологии и музыка. Например, история Рея Чарльза дополняется партитурой аккомпанемента песни «Hit the Road, Jack», прославившая музыканта. Рядом с каждым высказыванием прикрепилены таблички, на которых дублируется текст, написанный на стене шрифтом Брайля. Сообщение на каждом из граффити призывает прочитавшего поверить в собственный потенциал и раскрыть его в полной мере с помощью специалистов НКО «Белая Трость» – организации, помогающей людям с ограниченными возможностями адаптироваться в обществе. Артём Филимонов, Creative Director, Possible Group Когда нам предложили придумать идею для уличного искусства в рамках фестиваля Стенограффия, мы собрали несколько заходов внутри команды, обсудили, объединили в одной презентации. Одна из идей называлась «Брайль-арт. Уличное искусство для всех». Почему решили придумать концепт именно для незрячих? Во-первых, мы хотели сделать что-то полезное и интересное одновременно, и начали думать, кому стрит-арт может помочь, какие социальные проблемы в обществе мы можем решить. Во-вторых, нам заблаговременно удалось пообщаться с Михаилом Пожидаевым, который написал операционную систему, адаптированную под слабое зрение. Он поделился с нами проблемами большинства людей, лишенных зрения, рассказал свой личный жизненный путь. Это тоже вдохновило на работу. В-третьих, я сам имею определенные проблемы со зрением – левый глаз видит только на 8% от нормы. И постоянные ограничения из-за этой врожденной окказии сделали проблематику слепых мне ближе. Дирекция фестиваля утвердила Брайль Арт, и мы начали дорабатывать эту идею, консультироваться со слабовидящими, углубляться в детали, искать решение, интересное и незрячим, и обычным горожанам. Были определенные сложности при создании дизайна и текста самих объектов. Мы очень долго пытались угадать правильный размер точек Брайля, долго выбирали место размещения. В нас было большое желание вдохновить незрячих людей выйти на улицу из квартир, где они прячутся от общества, которое практически не создает среду для их мало-мальски комфортного существования. Мы хотели дать им возможность почувствовать себя сильными и способными менять мир. Ведь мы не просто сделали искусство для незрячих. Это искусство про то, как такие люди смогли стать успешнее, чем многие вполне здоровые люди. Я хочу поблагодарить за помощь всю команду фестиваля, именно они воплотили этот проект в жизнь. Очень важную роль сыграло НКО «Белая трость», которое нас направляло и консультировало. И огромное спасибо всем тем, кто делится этой новостью среди зрячих, потому что, мне кажется, нашему обществу не хватает именно таких новостей. «Только в Свердловской области, только по официальным данным, 7 000 незрячих человек. В реальности их раза в два больше. И каждый из них воспринимает мир по-своему. 20 лет назад мне пришлось выучить шрифт Брайля за месяц, потому что иначе воспринимать мир было очень сложно. Сейчас нам очень помогают технологии, но этот проект – большой и приятный шаг. Очень ценно, что удается привлечь внимание к этой теме – теме Брайля и искусства среди незрячих людей. И даже если они сюда не пойдут, они будут знать, что здесь для них что-то есть», – поделился Михаил Войцеховский, представитель НКО «Белая трость». Авторы проекта предлагают продолжить уличную коммуникацию между зрячими и слабовидящими и в другом формате, модифицировав Брайль-арт в набор стикеров. Стикерпак состоит из наклеек с буквами, написанными шрифтом Брайля, и соответствующими им аналогами кириллицей. Таким образом, каждый зрячий может оставлять сообщения для слепых и наоборот. Для этого нужно просто выбрать нужное сочетание букв и наклеить их на выбранную поверхность в городе. Фестиваль уличного искусства «Стенограффия» проходит при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть» в 10 городах России. Подробную информацию о фестивале можно узнать на сайте. Состав творческой группы: НКО «Белая трость» Михаил Войцеховский STENOGRAFFIA Андрей Колоколов Евгений Фатеев Константин Рахманов Дарья Мельникова Анна Клец Дмитрий Чабанов Полина Козинская Таисия Спирина Анна Ситникова Александр Галешников Максим Парфёнов Евгений Фатеев Александр Пархоменко Александр Зиновьев POSSIBLE GROUP Михаил Синельщиков Артем Филимонов Кирилл Клиппенштейн