Сверхнаглостью рожденный: как армянский гений Карш снял Черчилля и Че Гевару 

Сверхнаглостью рожденный: как армянский гений Карш снял Черчилля и Че Гевару
Фото: Sputnik Армения
Посланием мастера фотографии Юсуфа Карша будущим продолжателям его дела стали такие слова: «Я неизменно стремился достичь совершенства, прекрасно зная, что оно недостижимо. Но сам этот процесс доставлял мне огромное удовольствие. Он позволял мне, несмотря на годы, оставаться в душе молодым искателем приключений, всегда осознающим, что подлинный объектив камеры — это твои сердце и ум». Классика портретной фотографии формирует образ запечатленной на снимке личности, которую иначе и вообразить уже невозможно. Вот Черчилля, пожалуй, представляют именно таким разъяренным, а Че Гевару — так, как он изображается на бесчисленных молодежных майках по всему миру. И далеко не все знают, что авторство этих и массы других знаменитых портретов принадлежит фотопортретисту Юсуфу (Овсепу) Каршу.
"Великие люди часто бывают одинокими. Но это чувство одиночества — часть их способности творить свой характер, подобно тому, как фотография создается в темноте", — говорил Юсуф Карш и выстраивал подход к образам так, чтобы передать характер, стержень человека. Это нелегкое занятие, здесь от художника требуется твердость духа и воли, тонкое понимание человеческой психологии, порой даже наглость, в хорошем, впрочем, смысле этого слова.
Но это все было потом, в Канаде. А в проклятом 1915 их каким-то образом не тронули, но через семь лет 14-летний Юсуф был вынужден с семьей бежать из родного Мардина на юго-востоке того, что осталось от османского ада, в Сирию, благо граница была рядом. Сестра Юсуфа умерла от голода, но в Сирии они прижились удачно — уже через пару лет родители смогли скопить достаточно денег, чтобы отправить сына в канадский Шербрук, где у его дяди Джорджа Нагаша была собственная фотомастерская.
Дядя Джордж быстро распознал в племяннике не только трудолюбие и обязательность — Юсуф здорово ему помогал в студийной рутине — но и явно проглядываемый талант. Именно поэтому он не стал раздумывать, когда подвернулся случай отправить Юсуфа на учебу в Бостон, в профессиональную студию портретной фотосъемки. Проучился там Юсуф немало, целых четыре года, а потом вернулся в Канаду, устроившись в Оттаве фотографом в студии. Скоро он эту студию возглавил сам. В 1936 году состоялась первая выставка работ Карша, и сам премьер-министр Канады Кинг был ею вдохновлен, предложив Юсуфу постоянные заказы по фотосессиям высокопоставленных зарубежных гостей правительства. В мрачном 1941 году он делает портрет прибывшего с визитом  — портрет, прославивший фотографа и навеки определивший образ харизматичного политика.
Вообще, Карш в портретах стремился превратить лицо человека в легенду, и это ему отлично удавалось. Он никогда не использовал, например, изгибов драпировки в качестве декораций или каких-нибудь кокетливых пестрых задников для создания фона. Фон он создавал игрой гениально установленного света, определяя оптимальное его соотношение с одеждой снимаемого. Вот и в портретах и Черчилля Карш создал глубину пространства световыми эффектами, и это впечатление только усиливается удачно найденным поворотом головы, движением рук, одеждой и другими деталями. Техника Карша создавала и то, чего не было в характере объекта. Его портретный стиль, которым он снимал, скажем, финансовых воротил, воплощался в драматические фотографии, на которых беспощадно проступало внешнее, идущее только от количества денег, могущество без сопутствующей ему внутренней силы.
Но — о Черчилле, ведь история эта хоть и широко известна, напомнить ее все же стоит. Так вот, английский премьер выступил с речью в канадской и вместе с оттавским коллегой следовал в кабинет последнего. Здесь его ждал сюрприз, о котором хозяин кабинета знал заранее. Карш уже расставил осветительные приборы, две камеры и ждал Черчилля. Сэр Уинстон этого совсем не ожидал и весьма удивился. Высокопарные извинения Карша смягчили англичанина и он, проворчав что-то вроде: «Могли бы и предупредить», милостиво согласился фотографироваться, закурив свою любимую сигару. Каршу пришлось немало попотеть, пытаясь сначала уговорить Черчилля встать там, куда был направлен свет, а затем корректировать позу. Сигара мешала невероятно, Карш даже приволок пепельницу и поставил ее рядом с Черчиллем, но тот был невозмутим, на намек внимания не обратил, и знай себе сигару эту жевал. Отчаявшись, Карш совершил непредставимый еще полминуты назад поступок: он просто отобрал у Черчилля сигару и отложил ее в пепельницу.
Черчилль от такой неслыханной наглости начал багроветь, лицо изменилось, постепенно принимая разъяренное выражение — и тут Карш, поймав единственный момент, сделал снимок, признанный впоследствии гениальным. К чести сэра Уинстона надо сказать, что злость его быстро прошла, и он даже хмыкнул, позволив Каршу сделать еще пару фото, не ставших, впрочем, столь знаменитыми, как самая первая, сверхнаглостью рожденная.
"Ты, пожалуй, даже разъяренного льва заставишь замереть перед камерой", — сказал Черчилль, пожимая Каршу руку. Кстати, фотография эта очень понравилась самому герою.
Принципов божьих нам не понять — вот почему именно этот армянский мальчик, родом из армянского захолустья Османской империи, стал одним из величайших фотографов планеты? Скорее всего, все проще, чем можно себе представить: гений оживает в том, кто способен его проявить.
В 1967 году Юсуфу Каршу был присвоен Орден Канады и звание Офицера этого ордена. А International Who"s Who, книга со списками известных личностей, издающаяся с 1935 года, в 2000 году подсчитала, что из сотни самых влиятельных персон планеты в ХХ веке Карш сфотографировал 51.
За всю жизнь Юсуф Карш опубликовал полтора десятка альбомов с фотопортретами. К каждому из них дано краткое описание фотосессии. Из списка моделей Карша особенно выделяются портреты , , Че Гевары, Эйнштейна, Эйзенхауэра, принцессы Елизаветы, Роберта Фроста, Кларка Гейбла, Хемингуэя, , Папы Иоанна Павла II, Джона и , Пикассо, Бернарда Шоу, , . Да и другие портреты — они если и не стали легендарными, то, как минимум, являются образцом мастерского фотографического портрета. Знаменитый маршал Монтгомери как-то сказал, что многие знаменитости и государственные деятели всемирного масштаба мечтали быть «скаршографированными», вот только чести этой удостоились далеко не все.
"Снимая портреты, я имел возможность знакомиться и встречаться со многими выдающимися современниками и, надеюсь, мне удавалось, глядя на них в объектив, хоть ненадолго, хоть краем глаза проникнуть к ним в душу", — сказал уже постаревший художник. Юсуф Карш закрыл студию в самом начале 1990-ых, уйдя на покой, а скончался в возрасте 93 лет, в 2002 году, в Бостоне.
Видео дня. Разгадки фильмов, которые никто не понял
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео