Философия клоунады и смеха. Как Анатолий Марчевский учит смеяться сердцем
С 24 по 26 ноября в Екатеринбурге пройдёт X Всемирный фестиваль клоунов. «Смех, уверенность в себе, в своём будущем, в торжестве добра – это то, что нужно людям во все времена», - говорит директор Екатеринбургского цирка, автор и идейный вдохновитель уникального фестиваля Анатолий МАРЧЕВСКИЙ. Сохраняя достоинство Рада БОЖЕНКО, «АиФ-Урал»: «Анатолий Павлович, актуально ли сегодня выражение «цирковое искусство»? Анатолий МАРЧЕВСКИЙ: «В советское время цирк был признан искусством, сегодня его пытаются признать шоу-бизнесом, но мы сопротивляемся и занимаемся тем, чем должны заниматься искусство и культура, в первую очередь – воспитанием. Но культуры не бывает без политики. Мы тогда отражали действительность, уверенно шли в светлое будущее, были уверены в себе (мы, в принципе, уверены в себе и сегодня). У нас были приоритетные ценности: мир, дружба, торжество добра, оптимизм. По большому счёту ничего не изменилось, эти ценности необходимы нам и сегодня. Цирк же имеет свою специфику – он очень серьёзно влияет на эмоциональное состояние человека. Особенно клоунада, смех». - Но ведь смех – универсальное «оружие». Его можно использовать и не на благо человека. - Да, «злые языки страшнее пистолета». Причём если раньше всё же была защита нравственного здоровья человека, то сегодня хамству, по сути, дан зелёный свет. Хамите сколько хотите, распространяйте безнаказанно недостоверную информацию на любых платформах, в любых СМИ. Это очень серьёзное изменение в нашей жизни. Помню, для меня пресса была зеркалом, лакмусовой бумажкой, которой я проверял себя как творческая личность. Приезжая в любой город на гастроли, мы, артисты, всегда волновались: что напишут, понравимся или не понравимся? Журналисты были профессионалы, знающие специфику цирка, и они порой делали серьёзные подсказки. Что же касается смеха в цирке... Одно из главных особенностей советской клоунады – ты вызываешь смех, не унижая ни собственное достоинство, ни достоинство зрителя. Михаил Румянцев (Карандаш), Юрий Никулин, Олег Попов, Леонид Енгибаров, – великие клоуны, гении – могли, выходя в манеж, сделать сатиру, могли высказаться в репризе по поводу какого-то явления нашей жизни, но при этом они оставались умными, грамотными, добрыми людьми. Они создавали образы, с которых дети, молодёжь брали пример. И сегодня эта традиция продолжается. В зоне контакта - Это особенность исключительно отечественной клоунады? - Советская клоунада оказала значительное влияние на мировую. Благодаря нам значительно повысилась культура европейской клоунады. Дело в том, что долгое время в Европе был распространен старый, задержавшийся с прошлых веков образ клоуна, над которым смеялся зритель. Разница значительная. У нас смеялись вместе с клоуном, а там - над клоуном. Потому что тогда зрители считали себя выше этого «идиота», «дурака», «недотепы». Всех этих снобов поставил своей сатирой на место великий клоун и дрессировщик Анатолий Дуров. Помните, как он высмеял градоначальника Павла Зелёного, выкрасив свинью в зелёный цвет? Ничего же сказано не было, а люди всё поняли. С другой стороны, в Европе была распространена и «уличная» клоунада, когда клоун ставил зрителя иногда грубовато в неудобное положение, мог его чем-то обсыпать, облить, посмеяться над его неуклюжестью. У нас же к клоунам всегда относились как к актёрам. Например, Енгибаров – философ – он в своих репризах, не произнося ни слова, говорил о человеческих чувствах: о любви, дружбе, одиночестве, достоинстве. Образ, философия, драматургия, мысль и цирковые средства её выражения – то, что свойственно российской клоунаде. Образно говоря, в старой клоунаде Европы смеялся желудок, у нас всегда смеялось и смеётся сердце. Вы знаете, я получал огромное количество писем. Одно из них помню до сих пор. Девушка писала, что после пережитой трагедии – смерти мамы – потеряла смысл жизни. Друзья насильно затащили её в цирк, и она впервые за два года засмеялась. «Мне захотелось жить. Спасибо вам за ваше искусство», - написала она. Смех, уверенность в себе, в своём будущем, в торжестве добра – это то, что нужно людям во все времена. И за это добро нужно сражаться, его на блюдечке никто не принесёт. И людей, которые посвящают жизнь тому, чтобы дарить людям радость, немного. Это те великие клоуны, которые вот уже в десятый раз соберутся у нас на Всемирном фестивале клоунов. - А наши клоуны что-то переняли у европейцев? - Если от нас в европейскую клоунаду пришла философия, то к нам из европейской – игра со зрителем. Теперь нет клоуна, который бы не приглашал в манеж кого-то из публики. И это нормально. В цирке зритель для клоуна – партнёр. А клоун – дирижёр зрительского настроения, поэтому он должен находиться в зоне контакта с публикой. Поэтический образ - Вы сказали, что искусство должно заниматься воспитанием. Поэтому появилась уникальная программа «Салют Победы!»? - Мне приятно, что вы вспомнили об этом. «Салют Победы!» я считаю одним из самых больших моих достижений в творческой жизни как режиссёра. За последние десятилетия не помню, чтобы в цирке так звучала патриотическая тема. Достойно, без пафосных цитат и сухих перечислений, искренне, через цирковые выразительные средства. Это был спектакль-новелла торжества и радости той Победы, которая досталась нашему народу ценой огромных потерь. Мы показали дух, мужество, патриотизм советского человека, благодаря которому была завоёвана Победа. И в то же время показали, что в тяжелейших условиях эти люди не теряли чувство юмора, а смех поднимал их боевой дух. Это особенность нашего народа, нашей сущности - мы сильны духом, а это сильнее любого оружия. Мы создали поэтический образ великого советского народа, считаю этот спектакль большой удачей всего коллектива. И, наверное, «Салют Победы!» можно было создать только на основе конного аттракциона Тамерлана Нугзарова и его команды. Тем более у нас есть пример, когда конный аттракцион «Донской казачий ансамбль» под руководством Михаила Туганова из Московского цирка на Цветном бульваре в полном составе в 1941 году ушёл на фронт. Вот сила духа и дружбы! И примеров, когда цирковые артисты уходили на фронт, немало. Зал на всех спектаклях «Салют Победы!» аплодировал стоя. И не только в Екатеринбурге, но и везде, где мы его показывали, в том числе в городах-героях: Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Волгограде. И множество писем мы получили с благодарностью за спектакль, за почтение к Победителям. Что ещё раз доказывает: патриотическую тему нужно поднимать, чтобы пресечь все попытки дискредитировать нашу историю.