Papers, Please по-русски: интервью с режиссёром киноадаптации игры
Некоторое время назад Лукас Поуп, создатель инди-бестселлера Papers, Please, в своём твиттере объявил о будущей экранизации игры. Из подробностей нам достались разве что пара кадров да имя постановщика, который оказался нашим соотечественником. Production shots from an upcoming Papers Please short film by Nikita and Liliya Ordynskiy. Really looking forward to this. pic.twitter.com/e1d3qwaHrq — Lucas Pope (@dukope) 30 мая 2017 г. Никита Ордынский — начинающий российский кинорежиссёр, выпускник Московского Института Телевидения и Радиовещания «Останкино». Он снял несколько короткометражных фильмов, в том числе дебютный «На своей волне» и участвовавший в Cannes Short Film Corner «Горбатов: тащил, тащит и будет тащить!». Мы связались с Никитой и пообщались с ним на тему грядущей премьеры. В разговор включилась его жена, Лилия Ткач-Ордынская, по совместительству продюсер новой картины. Лилия также закончила МИТРО, она автор короткометражек «Бессмыслие» и «Фриланс». О сроках и контроле — Вопрос первый, и сразу в лоб: как скоро ждать фильм? Сколько сделано, сколько осталось сделать? И, что не менее важно — а как он называться-то будет? Никита Ордынский: О датах говорить сложно. Над нами не висит никакой срок, поэтому назвать сейчас какую-то конкретную дату мы не можем. На данный момент мы отсняли большую часть фильма, ещё предстоит закончить одну сцену. Приступаем к монтажу и остальному постпродакшну. Что касается названия, тут тоже всё не однозначно. Есть пара вариантов, сейчас вместе с Лукасом (Лукас Поуп, разработчик Papers, Please — Прим. ред) выбираем оптимальный. — Вместе с Лукасом? А насколько плотно вы с ним общаетесь? Лилия Ткач-Ордынская: Мы находимся в постоянном контакте с Лукасом, начиная с момента создания сценария. Без его одобрения мы бы не стали начинать производство. Совместно с ним мы обсуждали и принимали решения по всем творческим вопросам, от подбора актёров и создания декораций до пошива костюмов и дизайна документов. Он был с нами всегда и оказывал большую помощь и поддержку по этим вопросам. — И каково это – знать, что автор игры так пристально наблюдает за вашей работой? Никита Ордынский: Находиться с ним в постоянном контакте — это очень приятно и здорово. Благодаря этому мы понимаем, что движемся в правильном направлении и создаем что-то, что верно и точно отображает первоисточник. — Ну, я просто вынужден задать следующий вопрос. А в неотъемлемую часть любого фильма, в бюджет, Лукас вложился, или тут уже всё своими силами? Никита Ордынский: Мы бы не хотели до определённой поры касаться этого вопроса. Об играх и кино — А почему, собственно, Papers, Please? С одной стороны, тут минимум локаций для съёмок, С другой, камерное кино наподобие «Лока» или нашего «Коллектора» зритель неоднозначно воспринимает. Не боитесь, что не поймут и вас? Никита Ордынский: Тут интересная ситуация. Так совпало, что и я и Лиля одинаково сильно полюбили игру. Такого прежде не случалось, Лиля в принципе не совсем геймер. Но именно Papers, Please каким-то образом смогла нас обоих зацепить. Возникшая идея создать что-то на её основе быстро переросла в сценарий. А после одобрения Лукаса отпали последние сомнения. В игре присутствует очень атмосферный мир и вселенная, яркие герои, хорошая история. На наш взгляд, этого более чем достаточно для того, чтобы создать интересное кино. Лилия Ткач-Ордынская: Я в целом очень редко играю в какие-либо игры, а Papers, Please прошла несколько раз. Пожалуй, это единственная игра, которую я за последнее время прошла целиком. Вот зацепила, если можно так выразиться. А что касается камерности, мне кажется, что интерес фильма зависит от истории, а не от количества помещений. Нам эта история показалась интересной, надеюсь, зрителю тоже понравится. — О чём будет фильм? Расскажете подробности сюжета? Никита Ордынский: Мы старались создать краткую, лаконичную историю, которая бы затрагивала основные темы и аспекты игры. Мы взяли некоторых персонажей игры, разбавили их новыми и таким образом получилось что-то другое, одновременно знакомое фанатам и совершенно новое. Лилия Ткач-Ордынская: А я не буду занудой и просто намекну, что в фильме будет персонаж Сергиу… — К этому вопросу вы должны были подготовиться, мы же Игромания. Во что играете? Лилия Ткач-Ордынчкая: Я прошла только Heavy Rain, ещё пыталась поиграть в This Is The Police. Я в этом плане типичная девчонка. Никита Ордынский: Раньше я играл много, гораздо больше, чем сейчас. В основном это были сюжетно ориентированные игры, такие как первая Mafia, Heavy Rain, Shenmue и прочие. В последние годы времени стало меньше, большие игры перестали цеплять, поэтому я переключился на инди. Из последнего, что прошёл целиком — Firewatch, Beholder и This is the Police. Но отдельные ААА-проекты, вроде последней Uncharted, конечно, не пропускаю. — Возвращаясь к кино. Я посмотрел ваши ранние работы, по крайней мере те, что можно найти в сети. И знаете что? Они абсолютно разные! Яркий и шебутной «Фриланс» ну ничего общего не имеет с тягучим и депрессивным «Горбатовым…». Как же вам удаётся работать дуэтом с такой разной режиссёрской манерой? Никита Ордынский: Наши взгляды и подходы к кино различаются, но не так сильно, как может показаться. Мы оба любим по-настоящему качественное, зрительское кино, за которым стоит конкретный автор. Единственное отличие в том, что меня чуть больше сносит в «авторскую» сторону, а Лилю в «зрительскую». Это вопрос немного разных приоритетов, но общий взгляд на кинематограф у нас примерно одинаковый. Лилия Ткач-Ордынская: Взгляд одинаковый, просто Никита зануда, а я нет. — И как делите обязанности на текущей экранизации? Лилия Ткач-Ордынская: На этом проекте Никита — режиссёр-постановщик, а я продюсер. Хотя, безусловно, мы всегда советуемся и принимаем все крупные решение вместе, как творческие, так и административные. До этой съёмки у нас было четыре совместных фильма. Давно сработались. Никита Ордынский: Мы стараемся дополнять друг друга, но в то же время не мешать друг другу в плане режиссуры, чтобы каждый делал именно то, что точно считает нужным. — Как вы сами видите, экранизировать игры — дело шумное, сразу все внимание обратят. Даже под вашими прошлыми фильмами после анонса Papers, Please появился ворох свежих комментариев. Ожидали такого резонанса? Лилия Ткач-Ордынская: Если честно, внезапно всё это. Я очень удивилась, когда во время съёмки ко мне подошла художница и показала первые статьи. Очень неожиданно. Никита Ордынский: Честно говоря, не ожидали. Лукас говорил, что выложит твит, но мы не могли и близко представить подобный эффект. Мы были на съёмочной площадке, снимали сцену, когда со всех сторон разные люди стали подходить и показывать публикации со всевозможных ресурсов. Было очень внезапно и приятно. — Собираетесь после Papers, Please продолжать экранизировать игры? Никита Ордынский: Нам интересны хорошие истории. Если мы найдём такую, не вижу никаких препятствий для экранизации. Лилия Ткач-Ордынская: Для начала нужно окончить этот проект. Очень хочется, чтобы он вырос в нечто большее! — «Нечто большее»? Лилия Ткач-Ордынская: Мы бы с удовольствием поработали над полным метром или сериалом, но сейчас о таком слишком рано говорить. — А если без конкретных планов: какую игру перенесли бы на широкий экран? Никита Ордынский: Мне кажется, для экранизации больше подходят небольшие проекты, в которых многое нужно переосмыслять и создавать. Современные крупные игры настолько близки к формату кино, что из простого переноса их на большой экран с ужиманием сюжета в два часа не может выйти ничего интересного. А вот киноверсию какого-нибудь условного Beholder я бы посмотрел с удовольствием. — Вернёмся к Papers, Please. Лукас характеризует игру как «мрачный документальный триллер». А на что будет похожа ваша экранизация? Лилия Ткач-Ордынская: Правильней сказать — антиутопичный документальный триллер. При подготовке — а она была достаточно долгой, перенести изображения из игры в реальный мир было не просто — референсом для нас была книга Оруэлла «1984». Никита Ордынский: Мне кажется, нам удалось верно передать основные темы игры. Важной её частью является скрупулёзность, подробность в отношении документов, бумажной волокиты в целом. Мы старались очень много внимания уделять этому аспекту, детально создавая и прорабатывая каждый паспорт, разрешения и прочее. Блиц-опрос — Консоль или РС? Никита Ордынский: Для меня это всегда была консоль. Но последние два года РС. Лилия Ткач-Ордынская: Я так редко играю, что для меня это вопрос из другой вселенной! Мне нравилась змейка на мобильном. — Цифра или плёнка? Лилия Ткач-Ордынская: Цифра! Никита Ордынский: Цифра, так как плёнка в наших условиях абсолютно не рациональна и, честно говоря, невозможна. Вероятно, что когда-нибудь моё мнение поменяется, но пока так. — Нолан или Вильнёв? Никита Ордынский: Нолан, так как к своему стыду практически не смотрел Вильнёва, навёрстываю. Лилия Ткач-Ордынская: Кино мы вместе смотрим, поэтому ответ такой же. — Почему всё плохо в российском кино? Никита Ордынский: Я, как ни странно, полон оптимизма. Кино в России, медленно, но верно начинает наконец-таки становится бизнесом, как и должно быть. В индустрии появляются деньги, растут технические возможности, фильмы начинают выглядеть и звучать так, как они должны это делать. Плюс доверие зрителей, опять же очень медленно, но начинает вырабатываться, отдельные картины окупаются. Это очень неторопливый процесс, который может начать рушиться в любую минуту, но общая тенденция меня скорее радует. — Игры – это искусство? Лилия Ткач-Ордынская: Конечно! Игра — это сложная компиляция видов искусств, как, в целом, и кино. Никита Ордынский: Да, да и ещё раз да! Тут сомнений нет и быть не может. — Хотите от себя что-нибудь передать нашим читателям? Лилия Ткач-Ордынская: Glory to Arsotzka! Никита Ордынский: У меня пожелание только одно – сыграйте в игру, если ещё этого не делали. Это современная классика, которую через много лет будут изучать в институтах, причём не только видеоигровой тематики. И, да, конечно же — Glory to Arsotzka! Игромания благодарит Никиту Ордынского и Лилию Ткач-Ордынскую за разговор. Glory to Arsotzka!