Войти в почту

В Москве обнаружены следы старообрядцев

Древние алтари, тайные молельни и старинные иконы: в Москве в самых неожиданных местах обнаружены следы старообрядцев. Религиозные артефакты порой прячутся за фасадами вполне светских зданий. Какое отношение к древнему православию имеют музей Горького, резиденция МИДа и МХТ имени Чехова? И вообще — кто возрождает в Москве старообрядческую веру? На первый взгляд этот дом на Марксистской улице — вполне типичное советское общежитие, которое вот-вот должны были снести, пока специалисты не выяснили, что на самом деле это — замаскированная старообрядческая церковь. Выдали ее некоторые детали — например, в полукруглой части здания раньше, похоже, располагался алтарь, а если пройти немного дальше, можно найти углубление, в котором явно не хватает иконы. Да и арка на входе — нетипичный элемент для заводского общежития. "Храм был двухэтажный, и вот это — вход в нижнюю церковь, а марши лестниц с гранитными ступенями ведут в верхний храм", — говорит москвовед Александр Фролов. Старообрядческий след в столице обнаруживается в разных, порой неожиданных местах. Особняк на Воздвиженке — дело рук четы Морозовых, купцов-старообрядцев. Ныне здесь — резиденция МИД. "Сейчас это можно было бы назвать взрывом мозга. Он стал настолько популярен, что его стали печатать на открытках, как городские виды Москвы", — говорит экскурсовод, москвовед Станислав Симонов. И уж совсем малоизвестный факт: все те же Морозовы спасли от разорения великого Станиславского — кстати, тоже старообрядца — и спонсировали строительство здания МХАТа. "Савва Тимофеевич вложил во МХАТ, как в организацию, около шестисот тысяч рублей. По тем временам это очень приличная сумма. Если бы не деньги Саввы Тимофеевича, не только МХАТ как Московский художественный академический театр, но и сама система Станиславского могла бы не выжить. А это, извините — огромный ущерб для всего мира", — говорит Станислав Симонов. Все это старообрядцы успели сделать за короткий период затишья в начале XX века. До того и после — в советские годы — жили они в постоянных гонениях. Даже представители самых знатных фамилий скрывали свою веру. Предприниматель Степан Рябушинский в знаменитом доме на Малой Никитской — сейчас квартире-музее Горького — оборудовал тайную молельню на крыше. "Здесь самое любопытное, что и вход в нее тоже был замаскирован. Обратите внимание — здесь отдельная лестница, то есть, любой гость сюда не попадет", — рассказывает Станислав Симонов. Сегодня у старообрядцев — новый этап спокойной жизни. В Рогожской слободе реконструировали духовный центр, где сохранились, к примеру, иконы, пережившие нашествие французов. "Это следы от сабель — по-видимому, они пытались в алтарь проникнуть с целью разграбить", — показывает экскурсовод Евгений. Узнать старообрядцев на улице и в наши дни труда не составит. Мужчины не бреют бороду, носят косоворотки с поясом или кафтан. Женщины — сарафаны, а замужние — обязательно платок на голове. — Даже не в храме — дома. У меня даже в паспорте фотография, где я в платке. Сохранилась и традиция многодетных семей. У Чекушиных — четверо мальчиков. Думают о пятом ребенке. Сыновей воспитывают строго — ежедневные молитвы, закаливания. Но и благ цивилизации — мультфильмов и рисования — не лишают. "Все думают: старообрядцы — дикий какой-то народ, в лесу сидит с топорами, никого не пускает. Мы видим в каждом таланты. Старший, например, хорошо рисует и лепит, мы хотим его сейчас на кружок ИЗО и лепки отдать. Самбо он занимается. Мы люди современные — английский язык даже изучаем с детьми", — рассказывают Иван и Елена Чекушины. В России сегодня около миллиона старообрядцев — цифра, сравнимая с количеством буддистов и иудеев, живущих в нашей стране. Открываются и зарубежные приходы — даже в Африке и на Ближнем Востоке. Церковь за 350 сложных лет устояла и возрождается. Вот и дому на Марксистской улице, по оценкам экспертов, после расселения можно будет вернуть первозданный вид: более чем за век основные конструкции старого храма чудесным образом сохранились.

В Москве обнаружены следы старообрядцев
© Вести.Ru