Секреты древних мастеров. Как возродить и сохранить традиции народов России
III Международный конгресс традиционной художественной культуры, завершившийся накануне в окружной столице, - не только обмен опытом ученых и художников, это решение волнующих вопросов, наметки будущих дел. Китайские сувениры из России Один из таких вопросов - создание инфраструктуры сбыта изделий промыслов, а также борьба с контрафактом. «К сожалению, часть четвертая Гражданского кодекса, призванная урегулировать оборот прав интеллектуальной собственности на произведения науки, литературы и искусства, сегодня исключает произведения народного художественного творчества из числа объектов авторского права и, соответственно, делает невозможным применение к нему института смежных прав. По-моему, это - серьезное упущение законодателя. И одна из задач Конгресса - выработать консолидированное мнение и практические рекомендации по решению этой проблемы, - рассказал действительный гос. советник РФ 3 класса, доцент Юрий Бундин. Сегодня рынок сувениров наводнен дешевыми китайскими подделками, которые могут быть в 6(!) раз дешевле оригинала. Но нашим мастерам особенно обидно, что их в качестве сувенира из России покупают иностранные туристы. Участники Конгресса решили предложить минкультуры РФ ускорить ратификацию конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия, а субъектам страны рекомендуют принять аналогичные региональные законы по примеру Татарстана. Таким образом, вопросы народной художественной культуры повысятся до уровня государственной политики РФ. Второй блок мер, которые, по мнению участников конгресса, необходимо принять правительству страны и субъектам РФ, - это всесторонняя поддержка и популяризация традиционных промыслов и культуры. В резолюцию вошло предложение о ежегодном проведении праздника народных мастеров, региональных конкурсов, научно-практических конференций и выставок. Доктор искусствоведения и профессор Кабардино-Балкарского университета города Нальчик Борис Мальбахов считает, что необходимо регулярно проводить практические работы по возрождению художественных промыслов, выявлять народных мастеров и привлекать их в качестве работников системных предприятий художественных промыслов, содействовать совершенствованию системы подготовки кадров для таких предприятий. «В советское время художественным промыслам уделялось большое внимание. В то время все туристы брали на память местные сувениры. Чтобы возродить это, необходимы инвестиции», - считает Борис Хасанович. Загадки артефактов На конгрессе Югра поделилась опытом в области сохранения традиционной культуры с другими регионами и странами. Мастера округа по крупицам возрождают забытые ремесла, но до сих пор не все секреты древних технологий ими раскрыты. Более 20 художников и мастеров представили авторские работы на выставке «Керамика - источник открытий». Экспозиция работает в Доме-музее народного художника СССР В. Игошева в Ханты-Мансийске, до 26 ноября. «Я использовала технику папье-маше, а материал - бумага, клей ПВА, пеньковая нить, растительные материалы - трава, ветки, - рассказывает художник-конструктор Центра народных художественных промыслов и ремесел Инесса Скрябина. - Моя научно-исследовательская работа - в воссоздании технологии бронзового века. Для этого готовила глину с добавками, она несколько месяцев отлеживалась. А рисунки на сосудах - из археологических находок». Мастерицы из Кондинского района Светлана и Екатерина Лебедевы показали, как древние жители Югры наносили узор на керамические сосуды. Мать и дочь провели мастер-класс на древних турнетках - специальных крутящихся деревянных пеньках, обтянутых кожей. Екатерина Лебедева добавляет шерсть в глину для вязкости и пластичности, а при обжиге проявляется интересный цвет на сосуде. Идеи она тоже черпает из археологических находок со стоянок, на которых раньше находились поселения. Это - Чилимка, Малый Атлым, Барсова гора, Ендырь, Хулюм-сунт, Низямы и Лучкино. «Атлымская керамика мало изучена, особенно в нашем районе. Штампы на керамике были сделаны до того аккуратно, что даже современные люди не могут этого повторить. Как в то время, когда не было техники, изготавливалась такая керамика? Аккуратно, ровно, без линеек и карандашей, без единого изъяна! - размышляет Екатерина. - Либо у тех народов был хорошо развит глазомер, либо имелись какие-то приспособления. И еще - на керамике орнаменты никогда просто так не ляпали. Они все имели своё место. Каждый крестик и каждая полосочка что-то значили». Как не раствориться Мастер урайского филиала Центра ремесел «Школа-мастерская народных промыслов» Галина Тарасова показывает коллекцию табакерок из бересты. По сути, табакерка сейчас вещь никому не нужная - табак не употребляют. На вопрос «зачем» уже заготовлен ответ - дело в хитроумных замках на табакерках. Конечно, им не сравниться с современными кодовыми замками и сейфами, но выполнены они без клея и прочих скрепляющих материалов, что говорит о тогдашней ловкости и изобретательности. Ее коллега Екатерина Смирнова говорит о способе реконструкции и репликации мужского и женского костюма купеческого сословия городов Сургут, Мангазея и Берёзово. Швы на работе выполнялись вручную, не используя швейной машинки, и ткани подбираются подобные тем, что нашли на территории этих городов. Главный хранитель Межпоселенческого центра национальных промыслов и ремесел Марина Айпина провела мастер-класс по плетению циновок. Сотрудники этого учреждения возродили старинное ремесло аганских ханты. Публикация от @folkart86 Окт 28 2017 в 5:37 PDT «Раньше жили в чумах, и, чтобы пол был теплый, на него сначала клали траву, затем циновки, а сверху - оленьи шкуры, - рассказала Марина Айпина. - Это помогало сохранять тепло в жилище. Сегодня в центре заказывают циновки, чтобы украсить интерьер, или в подарок близким». Воспитатели детского сада «Теремок» Татьяна Волкова и Марина Жилякова пришли на конгресс, чтобы познакомиться с технологиями народных ремесел. «Сегодня мы пробовали рисовать, плели циновки, делали куклы, - поделилась впечатлениями Марина Жилякова. - Будем учить наших воспитанников. Нужно знать наши традиции, помнить, как жили наши предки, как они создавали уют». По мнению профессора Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова Марии Майстровской, Югра трепетно относится к возрождению традиционных народных промыслов и ремесел. «Самое важное в эпоху глобализации, в которой мы живем, - не утратить себя и не раствориться в этом огромном безбрежном море среднестатистического человечества, - подчеркнула Мария Майстровская. - И именно в традиционной художественной культуре человек может черпать свою самобытность и неповторимость. У вас в Югре это делают с успехом». Особое мнение Председатель Ассамблеи коренных малочисленных народов Севера Еремей Айпин: «Хочу несколько слов сказать о Мастерах. Вспомнил историю о «великом охотнике Бахтиярове». Вот видит он красиво построенный дом и говорит: «Мастер!» - высшая оценка у него была такая. Встретил охотника - «Мастер!». Встретил красивую женщину в красивом платье - «Мастер!». А почему великий охотник? Периодически он вырезал на деревьях «здесь охотник убил лося», «здесь охотник добыл росомаху». Но зачем? Он ведь всего этого не делал. А затем, чтобы другой охотник, идя по следу Бахтиярова, видел, что лося уже нет, и уходил. Пусть лось живет, преумножается. И вот, когда я встречаюсь с хорошими исследователями, учеными, я всегда вспоминаю Бахтиярова. Желаю вам, чтобы вы были Мастерами, и чтоб каждое ваше слово, которое вы оставите в душе наших жителей округа, преумножало наше ощущение прекрасного». Комментарии: Исполнительный директор международной организации северных регионов «Северный форум» Михаил Погодаев: «Конгресс - уникальный проект автономного округа, а «Северный форум» старается поддерживать инициативы наших регионов. Надеемся расширять наше сотрудничество с Югрой и другими регионами, в том числе, с зарубежными странами». Директор департамента культуры Югры Надежда Казначеева: «Программа конгресса выполнена в полном объеме. Руководители сессионных площадок с вниманием отразили всю проблематику выступлений. Думаю, совместная работа будет продолжена, поскольку резолюция требует детального и системного подхода. Мы смогли на одной площадке объединить и проработать все вопросы по сохранению и популяризации традиционной народной культуры».