Войти в почту

ЗАГОВОР СТОЛЕТИЯ: ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ

Краснодар. 8 нояб. - Новая Кубань. Поздравления для семнадцатого Писатель чувствует эпоху точнее, чем эта эпоха видится многим политикам. Надежда Тэффи решила своеобразно поздравить подданных Российской империи в одном из своих рассказов: «Фот и Новый год! 1917-й! Наученная горьким опытом девятьсот шестнадцатого, от поздравлений отказываюсь. Подумайте только: ровно год назад мы поздравляли друг друга с девятьсот шестнадцатым! С такой-то гадостью! Это вроде: – Крепко вас целую и от души поздравляю: у вас пожар в доме и тётка зарезалась. Я с девятьсот семнадцатым никого не поздравляю. Но так как человеческий организм требует поздравления в определённые вековой мудростью сроки, то и я поздравляю: – Поздравляю с тем, что кончился, наконец, 1916 год! Глупый был покойничек и бестолковый. Злился, бранился, а под конец жития, – с голоду, что ли? – о весне залопотал, – такую поднял распутицу (это в декабре-то!), что весь лёд в реках осел, и полезло из прорубей невесть что. Непочтенный был год». Геополитическая нумерология Наступивший семнадцатый оказался не лучше. Прорицателям можно не верить, но … На пожелтевших станицах парижской «Figaro» можно прочитать: «Число «17» роковое для современной Европы и для современной войны: Германская империя была основана в 1871 г.; сумма цифр этого числа равняется 17-ти. Вот имена прусских королей: Фридрих I, Фридрих Вильгельм I, Фридрих II, Фридрих Вильгельм II, Фридрих Вильгельм III, Фридрих Вильгельм IV, Вильгельм I, Фридрих III, – сложите числа при их именах и получите – 17. Наконец, числа имен королей и царей в воюющих государствах: Николай II, Георг V, Альберт I, Виктор Эммануил III, Петр I, Николай I, Вильгельм II, Франц-Иосиф I, Фердинанд I, – числа их имен также составляют 17. Вспомним, что сумма цифр текущего года 1916 тоже равняется 17». Если уточнить, что в период Первой мировой Петр I – это Петр I Карагеоргиевич, король Сербии, а Николай I – Никола I, король Черногории, то все участники военных действий в Европе налицо, а предсказаниям можно и не верить. Последний день пятачка Пока кто-то подсчитывал барыши, в России – небывалый рост цен. Газеты отмечали, что «папиросы вздорожали почти в полтора раза», «булки все уменьшаются», в дефиците керосин, а стакан чая стоил уже 20 копеек. На экранах шла лента Сигизмунда Веселовского «Мародеры тыла» («В вихре спекуляции»), посвященная «той трагедии, которая разыгрывается в настоящее время почти повсеместно». Накануне февральских событий в Москве отпраздновали «последний день пятачка»: «Старый добрый пятачок умирает. Пятикопеечная булка давно уже отошла в область преданий, превратившись в шестикопеечную. Теперь пятачок изгоняется и из трамвайного обращения. Сегодня москвичи в последний раз платят за проезд в трамвае по пятачку за станцию … Станут брать по гривеннику за станцию. Прощай, добрый старый пятачок, верный друг жителя окраин! Не скоро увидимся…» Знал бы автор заметки, что жители окраин гривенником вскоре не отделаются. Мост длиною в сто лет Кубанскую область в это время занимали не глобальные потрясения, а масштабные проекты. «Мост через Керченский пролив явится самым большим железнодорожным путем над водным пространством в России. Длина его будет свыше пяти верст. На керченском берегу прокладка его начнется на южном мысе, а закончится на Кавказском берегу. Существует еще один вариант, рассматривающий этот вопрос с военной точки зрения. Предполагается, что в виду обнаженности берега мост остается открытым для возможного нападения неприятеля. Поэтому по новому варианту проектируется проложить железнодорожную связующую ветку под водою. Для этого предполагается прорыть под проливом туннель. Это сооружение, как более громоздкое, несколько удлинит срок осуществления проекта. Какой из вышеизложенных вариантов будет осуществлен, – это покажет недалекое будущее». 26 февраля российскую столицу охватили массовые волнения, через два дня правительство было низложено, а 1 марта, за день до отречения Николая II, Временный комитет Государственной думы признали Англия и Франция – союзнички, как всегда, оказались на высоте. Телеграмму о госперевороте в Екатеринодаре встретили спокойно. Вскоре городской гражданский комитет опубликовал воззвание: «Великое дело свершилось … Во главе народа и государства стали лучшие люди, избранники народные … Возврата к старым несправедливостям и насилиям нет». Утраченные иллюзии Керенскому сотоварищи из Временного правительства в лучах политической славы пришлось купаться в лучшем случае до июля, до первого мятежа большевиков. Мятеж подавили, но зачинщиков к суду толком так и не привлекли. Кому помогли скрыться, кого вскоре отпустили. Потом пришлось пожалеть очень сильно. Страна быстро летела в пропасть. Смена названий и упование на всякого рода советы солдатских и прочих депутатов ни к чему хорошему привести не могло. Митинговали, призывали, разлагали. Фронт трещал по швам. Напрасно взывал генерал Корнилов к мудрости правительства и сограждан: «Тем, кто целью своих стремлений постановил борьбу за мир, я должен напомнить, что при том состоянии армии, в котором она находится теперь, если бы даже, к великому позору страны, возможно было заключение мира, то мир не может быть достигнуть, ибо недисциплинированная толпа разгромит беспорядочным потоком свою же страну». Время безжалостно к тем, кто не поспевает за ее ходом. Временные опоздали – к власти рвались профессионалы ниспровержения, понятия не имевшие о культуре созидания, но звавшие всех пролетариев к мировой революции. Октябрь и Сатана Кино тоже умеет ворожить. Фильм «Умирающий лебедь», снятый в Сочи режиссером Евгением Бауэром, вышел в прокат в январе 1917 года. Он словно открыл страницу недобрых предсказаний для будущего Российской империи, ведь в нем главную роль исполнила Вера Каралли, звезда российского немого кино и одна из участниц убийства Григория Распутина. А старец не раз предупреждал, что смерть его приведет к падению дома Романовых. Можно снова не верить в предсказания, но в середине семнадцатого Николая II в газетах именовали не иначе как «б. царь», а когда его в августе сослали в Тобольск, причем далеко не большевики, то на пути в место изгнания он проплывал то самое село, где когда-то родился Распутин. А завершил семнадцатый год фильм под символическим названием «Сатана ликующий». Этот мрачный двухсерийный шедевр раннего Якова Протазанова настолько точно отразил предчувствие близящейся катастрофы, что оставалось ощущение какого-то зловещего предвидения. Начиная от самого названия и образа Сатаны до актерского решения сложных драматических событий. Рок неизбежен. Он наступает из небытия, чтобы завершить задуманное. Только мало кто догадывается об идеологе этого дьявольского плана. Не случайно «Сатана ликующий» был запрещен к показу в целом ряде европейских стран, а в России в прокат вышел за неделю до октябрьских событий.

ЗАГОВОР СТОЛЕТИЯ: ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ
© Новая Кубань