Войти в почту

Выставка “Человек и его гений”, приуроченная к 100-летию Родена, открывается в Берлине

“Мыслитель”, “Граждане Кале”, “Врата ада”, “Поцелуй” – вот наиболее известный список произведений Огюста Родена, далеко не сразу и не всеми современниками понятого и оценённого по достоинству. Не раз и не два принимался мастер за работу над скульптурой, он многому долго и упорно учился. Родену довелось познать и горечь поражений: в его скульптуре “Человек со сломанным носом” критики не найдут и толики красоты, но вот как о ней скажет Райнер Мария Рильке, австрийский поэт-модернист, создатель биографии-эссе об Огюсте Родене: “Чувствуешь, что побудило Родена изваять эту голову, голову стареющего безобразного человека чей сломанный нос только усиливает выражение муки на его лице: избыток жизни, сконцентрированной в этих чертах, отсутствие на этом лице пустых, немых или незначительных мест, отсутствие симметричных поверхностей, неповторимость каждой черты. Это лицо было не просто затронуто жизнью — оно было со всех сторон обточено ею, как будто некая безжалостная рука окунула его в судьбу, словно в стирающий, гложущий водоворот. Каждая линия, каждое пересечение, каждый контур на этой голове предвидены и обусловлены волей Родена. Так и чувствуешь, что одни из этих морщин появились раньше, другие позже, что между той и другой царапиной, пересекающей черты, пролегают годы, тревожные годы; понимаешь, что одни знаки вписаны в это лицо медленно, словно не без колебания, а другие сначала были только слегка намечены, а затем углублены привычкой или навязчивой мыслью; узнаешь те резкие рубцы, которые должны возникнуть за одну ночь, как бы высеченные клювом некоей птицы на лбу, возбужденном бессонницей”. Райнер Мария Рильке в рабочем кабинете, 1905. © bpk Но всё же талант восторжествует, в Париже появится музей скульптора, его скульптуры будут украшать многие города Франции и мира. А бронзовая статуэтка “Герой” („Человек и его гений”, 1896) – символ творческого вдохновения, скульптурная композиция мужчины и вылетающей из его головы женщины с крыльями, окажет заметное влияние на эпоху европейского (австрийского) символизма. “Люди говорят, что я много думаю о женщинах. А если разобраться, что есть еще более важного, о чем стоит думать?”, – однажды признался Огюст Роден своему знакомому. Женщин в его жизни будет предостаточно, но подлинная страсть придётся на долю его ученицы Камиллы Клодель. Но даже ради неё он не отважится порвать со своей женой, Розой Бёре, а Камилла закончит жизнь в психиатрической лечебнице. Гуго фон Гофмансталь за письменным столом, 1899/1900 © Freies Deutsches Hochstift / Frankfurter Goethe-Museum Гипсовый эскиз “Героя” вдохновит австрийского поэта Гуго фон Гофмансталя (1874-1929), яркого представителя символизма, автора оперных либретто и сборников импрессионистических стихов. Двадцать лет на письменном столе поэта в Родауне, под Веной, стояла фигурка “Героя”, в ней Гофмансталь находил душевный подъём: Так что такое бытие и мир? Суть вечная поэма, Где яркий дух Божественный пылает и лучится, А мудрости вино все в пене и спешит излиться, И глас любви взывает и бесстрастно, и смиренно, Здесь человека каждого душа легка, непостоянна. Бегущий солнца луч сверкает словно мысли штрих, Строка одна, создав несметное количество других, Сама затихнет, отцветет, погаснет без изъяна. А мир сам по себе останется извечным и поющим, Наполненный мелодией и сладкой тайною мечты, Способный в неразведанной проблеме красоты Овладевать безумьем в разуме всех нас живущих, И красота его искусно неизменна в отраженьях. Читая книгу жизни, ты понять ее стремишься, Но лишь одно желание проникнуть в суть движенья Не помогает в истинном познаньи: ты лишь тщишься. (“Мир”, перевод С. Командровской) “Человек и его гений“ становится отправной точкой для размышления об искусстве в графике Эжена Каррьера (1849-1906), основателя Национального общества изящных искусств, художника-символиста. Его работы утопают в полумрачной дымке, в которой угадывается лишь ирреальный образ. Таков он и в графическом портрете самого скульптора. “Чудовищным сводом вознес он над нами свой мир и водрузил его среди природы”,– так о Родене писал Рильке. Выставка продлится до 18 марта 2018 года. Эжен Каррьер. Скульптор Роден, 1900. Литография. 63,7х49,2 Государственные музеи Берлина. Гравюрный кабинет. © Kupferstichkabinett – Staatliche Museen zu Berlin / Dietmar Katz

Выставка “Человек и его гений”, приуроченная к 100-летию Родена, открывается в Берлине
© Ревизор.ru