Ещё
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Эбигейл
Приключение, Фэнтези
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Богемская рапсодия
Биография, Драма, Музыкальный
Купить билет
Angry Birds 2 в кино
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Человек-Паук: Вдали от дома
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Бык
Драма
Купить билет
Страшные истории для рассказа в темноте
Триллер, Ужасы
Купить билет
Дора и Затерянный город
Приключение, Комедия, Детский
Купить билет
Синяя бездна 2
Приключение, Ужасы, Драма
Купить билет
Падение ангела
Боевик
Купить билет
Мёртвые не умирают
Фэнтези, Комедия, Ужасы
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Капкан
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Трудности выживания
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
Драма
Купить билет
Ангел мой
Триллер, Драма
Купить билет

Струны сочувствия 

Фото: Коммерсант
выступил в «Гоголь-центре»
Две российские премьеры с музыкой Моисея Вайнберга, , Карлхайнца Штокхаузена, фотографиями Антанаса Суткуса, скульптурами Низара Али Бадра и анимацией Сандро Канчели были представлены на творческом вечере Гидона Кремера в «Гоголь-центре». Место встречи, по словам знаменитого скрипача, было выбрано неслучайно, а само событие организовано в поддержку обвиняемых по делу «Седьмой студии» и лично . Рассказывает .
После того как в зале «Гоголь-центра» отзвучали премьеры, Гидон Кремер, ничем не нарушив классического формата творческого вечера, провел встречу с публикой, ответив на ее вопросы и на реплики ведшего дискуссию режиссера . «Даже если это ни на что не повлияет, даже если ничего нельзя сделать и нас никто не услышит, все равно нужно высказываться в поддержку невиновных и несправедливо обвиненных, — сказал, в частности, музыкант. — Это не вопрос репутации, это вопрос совести. Каждый может сделать свой выбор, кто-то решает быть доверенным лицом президента, кто-то — выступать в защиту творческих личностей. Например, Серебренникова, с которым я даже не знаком, но я знаю, что творческий труд не похож на труд столяра, это совсем другое. И нельзя с одними мерилами подходить к творцу и кочегару».
Кремер не впервые выступает с политическими заявлениями и посвящает музыкальные проекты защите прав и свобод. В 2011 году по его инициативе в Страсбурге прошел концерт под названием «Musica Liberat» («Музыка освобождает») в поддержку , двумя годами позже — берлинский концерт «К России с любовью». И там и там выступали мировые звезды уровня Даниэля Баренбойма, , Миши Майского, .
В этот раз он показал публике еще и анимационный фильм «Картинки с Востока», где выступил не только автором идеи и исполнителем, но также режиссером и продюсером (следующий показ фильма в Москве запланирован на фестивале документального кино). Но вышло так, что о скорби и сочувствии ко «всем, пережившим страдания и насилие» (так сказано в подзаголовке фильма) Кремер едва ли не больше и яснее сказал именно музыкой — исполненными чуть ранее 24 прелюдиями Вайнберга, прозвучавшими настолько же объемным, насколько приватным и пронзительным высказыванием.
В оригинале краткие и ювелирно-хрупкие виолончельные прелюдии написаны в 1960-е для , который, впрочем, их так никогда и не сыграл. Об очной и заочной, внутренней, уважительной и временами нежно-иронической полемике Кремера с Ростроповичем можно много прочесть в его книгах, коих вышло уже четыре. Зная о ней, а также о том, сколько миссионерской энергии Кремер вкладывает в популяризацию музыки Вайнберга как в проект по восстановлению исторической и художественной справедливости, можно не удивляться выбору виолончельных прелюдий для нового сольного скрипичного сочинения-проекта «Прелюдии к ушедшему времени». В нем миниатюры в скрипичной обработке, снабженные новыми заголовками (среди них «Eroi, Fermata», «Alla Russa», «Sarabande», «Misterioso», «Minuetto d`Eternita»), исполняются в темном зале без перерыва, превращаясь больше чем в цикл — в цельную, строгую, по-шубертовски текучую форму. И как будто из самого их звучания на черном экране в точно просчитанном, но производящем впечатление абсолютной естественности ритме на несколько секунд — иногда чуть дольше — проявляются фотографии. На них, так же как в музыке, утраченное время второй половины ХХ века. И даже сам стиль фоторабот известного литовского художника Антанаса Суткуса, схвативших ушедшую реальность в как будто подвижных тенях, отражениях, открытых окнах, уезжающих автобусах, переплетениях рук и взглядов, подчеркивает ее зыбкость, тепло и ненадежность. Фотографии не сопровождают прелюдии, но становятся одновременно их ключом и неотъемлемой частью.
Так же как музыка Шумана и Штокхаузена (аранжировка ) в исполнении оркестра «Кремерата Балтика», лица музыкантов и даже скрипичные кофры, лежащие в кадре, словно похоронные лодки, в свою очередь, становятся частью изящного мультипликационного мира «Картинок с Востока». Он выстроен из скульптур сирийского художника Низара Али Бадра, сделанных из прибрежной гальки. Как и сами скульптуры, он подвижен, нестабилен, прозрачен и своим некричащим языком рассказывает о трагедии беженцев и переселенцев.
Духовное странничество композиторов-романтиков для Кремера превращается в метафору трагедии современного переселенчества, физического и эмоционального изгнания и заточения. А весь проект из двух премьер оказывается посвящен не только конкретным обвиняемым по «театральному» делу, но в целом теме человеческого одиночества, ценности и уязвимости частного мира (в том числе художественного) в потоке бесконечного давления государственных машин, абстрактных интересов, больших и мелких идеологий.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео