«Шапен», Пугачев, Понтий Пилат. Ушел из жизни актер Виталий Шаповалов 

«Шапен», Пугачев, Понтий Пилат. Ушел из жизни актер Виталий Шаповалов
Фото: Вечерняя Москва
Про таких актеров, каким был Шаповалов, обычно говорят — характерный. На Таганке в связи с его уходом будто притушили свет. В кулуарах, в глаза, долгие годы его звали «Шапеном». Именно так, не"Шопен", а «Шапен», через «а». Он откликался и просил не путать с композитором, хотя с детства был музыкален, играл на гитаре и пел. А после Щукинского училища отправился в театр на Таганке, там и работал — так много лет, что…
15 ноября стало известно, что Виталий Владимирович, оказавшись в больнице, операции не перенес. Между датами рождения и смерти, 1 мая 1939 года и 14 ноября 2017-го — вовсе не тире. Там — огромная жизнь, яркая. Которая, увы, оборвалась…
Работать с Любимовым мог не каждый, суров был Мастер. Но в спектакле «Мастер и Маргарита» Шаповалов играл Пилата, так что и Мастер ему был не страшен. Всем было известно: на резкие замечания Любимова нетривиально мог отреагировать именно Шапен. Пошутить. Ответить резко. У него всегда был свой, особый взгляд на любые обстоятельства. Любимов это знал и «напрягался». Но никуда сложного Шапена не гнал. Таких берегут…
Его отец погиб в первые дни войны. От отца осталось лишь воспоминание — нечеткое, неровное, больное. Мама-трактористка тащила его сама. Он помнил оккупацию — грубую, чужую речь. Овчарку на его детском пальтишке — немцы старались обеспечить своему любимцу, кобелю по кличке Сталин, хорошую подстилку. Потом была школа, занятия музыкой, кружки… За окнами текла уже мирная жизнь, но жизнь жесткая и многотрудная. На этом фоне активно развивалась всякая самодеятельность, и Шаповалов участвовал во всем с радостью и удовольствием. Так постепенно пришло к нему и понимание, что больше прочих влечет его профессия актера. Музыкантом он быть не хотел, на профессионального вокалиста, при всей одаренности, не тянул. Пошел в «Щуку»…
На третьем курсе «Щуки» Шаповалов с приятелями решили показаться Любимову. Точнее, он пошел не то что бы за компанию, а так, акомпанировать товарищам — все же и на гитаре, и на трубе он играл мастерски. Когда Мастер повернулся к нему, ничего особенного «показывать» не стал, просто спел, играя на гитаре. Любимов взял его сходу.
Любимов доверял ему «крупняки». Пугачева, Годунова. Маяковского, Пилата. За роль Васкова в «А зори здесь тихие…» он удостоился звания заслуженного артиста РСФСР. Но Мастер никогда не делал спектаклей именно под Шаповалова. Почему? Теперь уже не спросить. Но известно, что Высоцкий просил Мастера о Гамлете, для  были открыты все двери — точнее, все роли… Нет-нет, ничего плохого не подумайте, это нормально и правильно. Только Шаповалов никогда ничего не просил. И, играя вместо Губенко, когда тот был на съемках, молча уходил в тень — по его возвращении.
Требовательный к себе, резкий, он хвалил себя редко, а к успехам и неуспехам своим был объективен и строг. По жизни его будто вела судьба — одаривая вдохновением, энергией. А еще он был запредельно честен. Так, в свое время он сам отказался от одной из самых звездных своих ролей — старшины Васкова. Знаете, почему? Васкову было чуть за тридцать. И «возрастной» Шаповалов запретил себе играть его. Притом, что Любимов не собирался ему в этом отказывать!
Его культом был , «заразивший» его особым, «чеховским» отношением ко всем ролям и к профессии актера в целом. Не любил «чернуху», что хлынула на экраны после 1990-х. Иногда говорил, что «наигрался» уже. На период руководства «Таганкой» ушел в "!Современник" — вместе с  и . С Волчек все сложилось лучше некуда — он не мог не оценить ее сверхчеловеческого отношения к актерам. Но когда Любимов вернулся — вернулся на Таганку и Шаповалов. Причина проста: все шло от внутреннего благородства и упомянутой честности. Он хорошо помнил, в каких стенах вырос как актер. И просто не мог не вернуться…
"Тартюф", «Живой», «Мать»… Двадцать пять кинофильмов. Вы помните его Ноздрева в «Мертвых душах», эту феерию и шквал?
Он снялся в «Дворцовых переворотах» и вскоре после этого получил тяжеленную травму — перелом шейки бедра. После этого Мастер уволил его из театра. Спустя два года, когда Любимов покинул Таганку, отчего-то там так и не восстановили. Впрочем, это все — мутная история, а теперь уже и вообще неинтересная. Важно другое — то, что… Что 14 ноября все кончилось, и первой на известие откликнулась любящая Шаповалова «Таганка».
… Он смотрит со своего траурного портрета — непривычно серьезный, задумчивый. Он всегда был предельно достоверен в каждой роли и каждом образе. Но сейчас в происходящее поверить невозможно…
Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!
Видео дня. Почему звезда «Неуловимых мстителей» ушла из кино
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео