Путин предложил менять систему закупок для учреждений культуры

Как заявил президент, проведение открытых конкурсов уместно, только когда речь идет о хозяйственных нуждах: «скрепки, шторы, стулья», перечислил Путин, выступая на совещании в Петербурге. При этом он подчеркнул, что открытые конкурсы, касающиеся творческих нужд, неуместны. «Все, что связано с творчеством, конечно, вот это прокрустово ложе, которое не укладывается и уложить туда невозможно, поэтому здесь, точно совершенно, нужно вносить изменения», — заявил президент. Как выглядит заявление Путина в свете дела Кирилла Серебренникова? И что это меняет для деятелей культуры? Business FM обсудила с завкафедрой экономики искусств Школы-студии МХАТ Александром Рубинштейном: — Если неоткрытые конкурсы, то тогда как выделять деньги на искусство? — Вы знаете, деньги выделять на искусство так же, как и выделяли, — в виде субсидий. Никакого отношения к открытым конкурсам они не имеют и не должны иметь, потому что субсидии — это есть просто выполнение государственных обязательств учредителя в связи с тем, что театры, концерты, организации для реализации определенных целей культурной политики. А то, что было в 44-м законе, — это совсем иное. Это когда театр, получив уже субсидии, начинает закупать определенные товары и услуги, которые ему нужны для постановки спектаклей, или приглашать каких-то актеров, режиссеров и так далее. Когда эти деньги ставились на открытый конкурс, возникала совершенно дикая ситуация. Просто дикая и невозможная, которая мешает творчеству и вообще абсолютно неприменимая для любых сфер творческого труда. Кстати, не только театров, не только культуры. Это относится вообще к гуманитарному сектору экономики. — Интересно особенно заявление Путина в контексте дела Кирилла Серебренникова. Там речь идет именно о творческих нуждах, а не о хозяйственных при которых якобы по версии следствия были похищены 68 млн рублей. — Нет, там вообще просто дикость. Если вы знаете, ситуация выглядит следующим образом. Скажем, обвинение Софьи Апфельбаум было предъявлено следующее: она организовала конкурс в соответствии с 44-м законом таким образом, чтобы выиграл Серебренников, а именно — «Седьмая студия». И вот это вменяется в качестве вины Софье Апфельбаум. Но на самом деле ситуация была совершенно иной. В свое время была подана заявка в Правительство России о создании так называемой «платформы». И председатель правительства, тогда был Владимир Владимирович Путин, подписал о необходимости выделить субсидии на реализацию проекта «Платформа» и выделить ее таким образом, чтобы получил те средства тот, кто имеет лицензию или авторские права. Авторские права на этот проект были у Серебренникова. И Софья Апфельбаум организовала конкурс таким образом, чтобы точно реализовать постановление правительства. — Недавно члены Союза театральных деятелей и лично Калягин, руководитель, говорили то, что, если у власти есть вопросы к деятелям культуры, у деятелей культуры тоже есть вопросы. На ваш взгляд, Путин ответил сейчас или хотя бы на часть этих вопросов? И будут ли дальше уже подчиненные Путина отвечать? — Речь идет о том, что за последние восемь — десять лет один за другим производятся законы и принимаются: 44-й, даже тот же 83-й, проект закона «О социальном заказе», «О качестве» и так далее — один другого хуже. И абсолютно недружелюбны к сфере культуры и искусства. Сейчас Минфин все время инициирует некие новые законы и вносит их в Думу. На самом деле, никак не учитывают специфику творческого труда, поэтому позиция Союза театральных деятелей связана с тем, что вообще следует пересмотреть целый ряд законов и создать какие-то защитные механизмы для театров, для культуры. И в этом отношении, конечно, это первый и очень важный шаг. Кирилл Серебренников и другие фигуранты дела "Седьмой студии" находятся под домашним арестом в рамках дела о хищении более 68 млн рублей, выделенных Министерством культуры на проект «Платформа». Следственный комитет проводит расследование по статье «мошенничество». Какой сигнал Путин посылает деятелям культуры? Комментирует руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев — На самом деле президент демонстрирует свою готовность общаться, идти навстречу, искать приемлемые для всех решения, ну, а имеется ли под этим какая-то подоплека, то есть стоит ли искать какое-то второе дно, вспоминая дело Серебренникова или кого-то еще, это уже, мне кажется, на усмотрение каждого. — В принципе, воспринимать это как такой позитивный сигнал готовности к переговорам можно было бы? — Я думаю, что надо смотреть сквозь призму президентских выборов. Деятели культуры должны сыграть в них определенную роль и сейчас как раз самое время обращаться с просьбами, пытаться искать взаимоприемлемые решения, то есть, в принципе, это положительный сигнал. Хотя, собственно говоря, даже если бы не было положительных сигналов, все равно деятели культуры стройными рядами пошли бы в ходе выборной кампании агитировать за кандидата Владимира Владимировича Путина, но Владимир Владимирович Путин все-таки человек благодарный, открытый и широкой души, поэтому, понимая, что нужен какой-то эквивалентный обмен, он сейчас проявляет заинтересованность, демонстрирует готовность пойти в чем-то деятелям культуры навстречу. Особенно в том, что касается расширения коридора их возможностей. Может быть, не столько творческих, сколько экономических. Выступая на культурном форуме в Петербурге Владимир Путин в шутливой форме описал «взаимодействие» политиков и деятелей культуры. «Между деятелями искусства и политики есть такой скрытый симбиоз, мы не можем друг без друга: вы мосты строите, мы сжигаем, вы опять строите, мы опять сжигаем. Всем есть чем заниматься, все при деле. Это очень хорошо», — сказал глава государства. И после заверил: «Мы постараемся беречь те мосты, которые здесь создаются, в России».

Путин предложил менять систему закупок для учреждений культуры
© BFM.RU