Памятник царю: где — правда, а где — вымысел? В сети обсуждают монумент Александру III, открытый в Ливадийском дворце в Ялте. В церемонии участвовал президент Путин. Повод для споров — исторические неточности: скульптура содержит спорные сведения о прижизненных достижениях царя и его современниках. На рельефе показано строительство «Транссиба», создание Третьяковской галереи и Исторического музея в Москве, там же — изображения Достоевского, Толстого и Менделеева. Критики отмечают, что Третьяковка была учреждена за четверть века до восхождения царя на трон. Таблица Менделеева и главные труды Льва Толстого также были созданы еще при Александре II. Говоря о Транссибе, историки отмечают, что железнодорожную магистраль, окончательно ввели в строй значительно позже, за пару лет до революции 1917 года. Поводом для спора стала и известная фраза про союзников России — армию и флот. Считается, что слова эти монарху приписывают ошибочно: на самом деле автор крылатого выражения — военный министр того времени Петр Ванновский. О том, можно ли назвать стелу в честь Александра III удачной, мы спросили у доцента кафедры истории России XIX — начала XX века исторического факультета МГУ Александра Шевырева: Александр Шевырев доцент кафедры истории России XIX — начала XX века исторического факультета МГУ «Стела около памятника Александра I, на мой взгляд, тоже нелепо смотрится. Там военачальники — Кутузов, Барклай, Багратион — больше на братков похожи, чем на генералов. Стела, конечно, вызывает много вопросов, с Достоевским они переписывались, даже встречались один раз. Если уж говорить о писателях, то писателем Александра III был Чехов. Толстой ничего толком в эти годы и не создал, если не считать «Крейцеровой сонаты». Но по части завод и фабрик «Транссиба» нет никаких сомнений. Храм Христа спасителя тоже два года строился только при Александре III, но все равно открыт, освящен при нем. Так что эта стела, я согласен с ее критиками в том, что она нелепая. Здесь множество нелепостей». Исторические неточности — бич современных памятников, открывающихся в России. В частности, жертвой ошибки скульпторов стал памятник Калашникову, появившийся в Москве. Так, вместо схемы знаменитого АК-47 был использован чертеж немецкого автомата времен отечественной воны.