Войти в почту

Сериалы: в финале «Штамма» стригоев сравнили с фашистами

За всё время своего существования «Штамм» так и не стал «обязательным» сериалом, но смотреть его было интересно. Пусть никого сейчас не удивишь ни вампирами, ни постапокалипсисом, была здесь какая-то правильная звенящая нотка. К тому же это было детище Гильермо дель Торо, который как раз незадолго до его финала окончательно закрепил себя в истории мирового кинематографа, выиграв «Золотого льва» со своим новым фильмом «Форма воды». Но вот четвёртый сезон «Штамма» оказался и правда излишним. Изначально предполагалось, что экранизация книжной трилогии дель Торо и Чака Хогана растянется максимум на три сезона: по одному на роман. Стабильные рейтинги, видимо, навели телеканал на мысль растянуть шоу ещё на десяток серий — по аналогии с киношными франшизами, где завершающую часть теперь нередко разрезают на два фильма. Но когда хочется ещё и ещё, следует быть предельно осторожными, потому как велик риск переборщить — и тем самым если не всё, то многое испортить. Вот и здесь: в целом «Штамм» остался произведением любопытным, но послевкусие от заключительного сезона уже не то, что было раньше. Трейлер четвёртого сезона сериала «Штамм» Если третий сезон начинался всего лишь спустя 23 дня после приземления того рокового «мёртвого» самолёта, то четвёртый перескакивает сразу на десять месяцев от случившегося в Нью-Йорке ядерного взрыва (бомба, кстати, была куплена у русских). Люди, оказывается, проиграли: из-за ядерного облака солнца не видно — и потому стригоям (представленной тут разновидности вампиров) не нужно больше действовать только по ночам, опасаясь испепеления. Разойдясь вовсю, они захватили власть и установили свой строй — который авторами очевидно срифмован с фашистским. Нацистское прошлое центрального злодея — Томаса Айхгорста — не раз подчёркивалось и раньше, тогда как один из главных героев — профессор Абрахам Сетракян — выжил во время Холокоста. Выдержала понятная идея и испытание полномасштабным сравнением: человеческую толпу стерегут стригои-«овчарки», в рамках программы «Товарищество» люди сдают кровь за еду, «На улице нельзя находиться, если ты не идёшь на работу или домой», женщин содержат в специальном «инкубаторе» для беременных («Поверь, всё это ради высшего блага»), людей отправляют на фермы — но не как работников, а в качестве скота… Ролик четвёртого сезона сериала «Штамм» Но самая важная отсылка и к нацизму, и к тому, как с ним бороться, — в напутствии Сетракяна, который настаивает на том, что для победы следует отделить Хозяина ото всех его помощников: В «Люмене» написано: «Сила зверя заключается не в нём самом, а в его конечностях, в тех, кто исполняет его приказания и прокармливает его». В людях, действующих в целях своей личной выгоды. Когда мы их отсечём, он ослабеет. Этот необходимый удар «потребует от нас самопожертвования»; готовы ли к этому надломленные, но не сдающиеся герои — вот вопрос, на котором держится финал сериала. Ролик четвёртого сезона сериала «Штамм» Другое дело, что рассказать об этом можно было бы более сжато, лаконичнее и динамичнее: семи часов для нового витка сюжета оказалось многовато. Одних героев давно уже съели, другие разобщены. Они и третьем сезоне уже стали сами по себе, а в четвёртом и вовсе разъехались кто куда: Эф прозябает в Филадельфии, Фет ищет ещё одну ядерную боеголовку в провинциальной глуши Северной Дакоты, Сетракян с Датч пытаются бороться в Нью-Йорке… Расширив географию сериала, его создатели добавили, конечно, своей истории объёма, но вместе с тем словно бы разбавили повествование водой: вместе с былой цельностью пропал и былой задор. Ни сценаристам, ни режиссёрам не удалось, к сожалению, накалить описываемые ситуации до прежнего градуса: Хозяина так долго ловили, так долго он от охотников ускользал, что в какой-то момент это попросту утомило. И уже не вера в счастливый исход усаживала зрителей перед телеэкранами, а банальное желание разделаться, наконец, с этой топчущейся на месте сагой: досмотреть — и перейти к чему-нибудь следующему. Ролик четвёртого сезона сериала «Штамм» Так бывает: когда в погоне за чем-то большим теряешь и то малое, что у тебя было. «Штамм» и без того был специфическим сериалом, а к своему концу и вовсе потерял значительную часть своего обаяния. Хотя останутся, разумеется, те, кто будет помнить о том, как здорово однажды всё начиналось. С другой стороны, два ядерных взрыва на одном шоу — это довольно-таки круто. Где ещё так.