Политика и экзотика на амстердамском фестивале IDFA В Амстердаме проходит ХХХ Международный фестиваль документального кино IDFA — крупнейший в Европе, да и в мире. Об особой формуле этого престижного кинособытия рассказывает Андрей Плахов. IDFA давно приобрел репутацию «Канна документального кино», и вполне справедливо. Сюда стремятся документалисты всего мира, здесь также работают важнейшие для этого вида кинематографа бизнес-площадки, питчинги и лаборатории, решаются судьбы будущих проектов. В то же самое время этот фестиваль — полная противоположность Каннскому по своему стилю: никакой помпезности, открытость для непрофессиональной публики, связь с демократическими традициями амстердамской городской культуры. Это единственный киносмотр, где вручение наград происходит за четыре дня до закрытия и публика имеет возможность спокойно посмотреть премированные фильмы. Здесь нет пресловутой красной дорожки, разве что метафорическая, а среди слоганов фестиваля есть такой: «Политический подиум». Политика и впрямь порой ощутимо доминирует, а среди награжденных работ оказываются те, что сюжетно связаны с горячими точками. Это «Другая сторона всего» режиссера Милы Турайлич, «Сапер» Хогира Хирори и Шинвара Камала и «Далекий лай собак» Симона Леренга Вильмонта. Впрочем, глобальное раскрывается через частное: югославский раздор показан через жизнь одной коммунальной квартиры; трагедия Ирака увидена глазами мальчика, чей отец зарабатывает рисковым промыслом на минных полях; война на востоке Украины преломляется через восприятие фрустрированных донецких подростков. В коротком метре специальный приз присужден очаровательной шведской ленте «Как нам сказали», где работники агентства по трудоустройству представлены в виде вырезанных из картона кукол, которыми управляют невидимые кукловоды. Это довольно злая сатира на выродившуюся в бюрократический фарс социальную политику, которая только создает видимость защиты людей, а на самом деле заботится лишь о самой себе. Однако здесь делают все, чтобы фестивальные просмотры не превратились в скучные политинформации, а драматический опыт вплетают в цветистый орнамент причудливых историй и экзотических культур. Отсматривая программы IDFA, понимаешь, почему культовым героем этого фестиваля стал наш соотечественник Виктор Косаковский, всегда чуткий к непарадной, полной чудес и курьезов стороне реальности. Работ эксцентричных и иронических особенно много в среднеметражном конкурсе. Здесь как лучшая картина награждена аргентинская документальная комедия «Испуг» Мартина Беншимола и Пабло Апаро, действие которой разыгрывается в деревне под названием Эль-Дорадо. Здешние жители избегают услуг врачей и сами лечат себя и друг друга знахарскими методами, но такую болезнь, как espanto, смертельный страх перед жизнью, способен врачевать только таинственный старик Хорхе. Жители Эль-Дорадо демонстративно счастливы, а неприятные детали жизни общины (разговоры о супружеских изменах и даже однополых связях) предпочитают замалчивать, чтобы не нарушать идиллии. Фильм Лео Габриадзе «Резо», сочетая анимацию и документальный комментарий, рассказывает о детстве и юности Резо Габриадзе (отца режиссера) — знаменитого драматурга, художника, руководителя театра марионеток. Оживают смешные и грустные реалии послевоенного Батуми: убогий быт, голод, озлобление и при этом неубитые человеческие чувства — любовь, сострадание, тяга к искусству. И прежде всего спасительный юмор. Пленный немец оборудует евросортир в грузинском деревенском доме. Юный грамотей сочиняет любовное письмо для местного авторитета. Финальные титры картины, спродюсированной студией «Базелевс», идут на фоне песенки «Знаешь, мама, где я был? В поле зайчика ловил…». Простодушный стих Валентина Берестова расцвечен грузинским многоголосьем — так, через общее прошлое, сливаются воедино русские и грузинские мотивы.