– Я начал изучать 501-ю стройку еще в середине 80-х годов и считаю, что это – важная часть истории Ямала, – отметил представитель губернатора округа в Ноябрьске
Павел Доронин. – Строительство дороги велось ручным трудом, в суровых условиях, поэтому было много жертв и проблем. Проект опередил время лет на семьдесят. Его задумали еще в 1917 году, чтобы связать порт Мурманска через север европейской части России, Ямал с выходом на Байкал и дальше к Татарскому проливу, который разделяет Сахалин с материком. Но так как в стране и так было много проблем, он долго оставался в виде идеи. Затем часть проекта реализовали в конце 30-х годов прошлого века – построили Печерскую железнодорожную магистраль до Чума. Потом в 1947 году Сталин учел уроки войны, то, что Север оставался незащищенным, и немецкие подводные лодки заходили на нашу территорию, были уничтожения конвоев, которые подходили к Мурманску с востока. Таким образом, 501-я стройка имела экономическое и стратегическое значение для страны. Железная дорога существовала вплоть до смерти Сталина, после пришла в запустение, и сегодня – это памятник нашей истории, которую нужно знать.