Международная экспедиция археологов и реставраторов, работавшая в знаменитой Каповой пещере в Башкирии, обнаружила среди настенных росписей изображение двугорбого верблюда, которому не менее 14 тысяч лет. Это уникальная находка, поскольку в палеолитическом искусстве изображения верблюдов практически не встречаются, поясняют специалисты. Первобытные росписи в Каповой пещере (известной также как пещера Шульган-Таш) были найдены в 1959 году. С тех пор было обнаружено в общей сложности около 170 рисунков — мамонты, лошади, антропоморфные фигуры. Эти образцы палеолитической живописи представляет собой самые восточные достоверно документированные произведения пещерного искусства. Наиболее вероятно, что изображения на стенах и сводах были сделаны в интервале от 13 до 26 тысяч лет назад, но не исключена и более ранняя дата – до 37 тысяч лет назад. Для руководства реставрационными работами был приглашен эксперт из Андорры Эудалд Гуилламет (Eudald Guillamet). Изучение рисунков под его руководством проходило в течение 22 дней. Ранее Гуилламет проводил аналогичные работы во всемирно известной французской пещере Арси-сюр-Кюр, где из-под кальцитовых натёков были раскрыты многие красочные изображения (там же, кстати, была обнаружена стоянка неандертальцев). Как поясняют учёные, в Каповой пещере применялся хорошо зарекомендовавший себя метод расчистки с использованием электромеханических бормашин, который позволяет за один проход удалять минимальный объём кальцита, предотвращая тем самым возможность повреждения красочного слоя. В результате под толстым кальцитовым натёком было найдено реалистичное, выполненное тщательно и со знанием натуры изображение двугорбого верблюда. В настоящее время эта фигура составляет левый фланг композиции, известной как "лошади и знаки". Кстати, контур задней части животного и ранее был виден из-под плоскости, расчищенной ещё в конце 1970-х годов. А пару лет назад именно в этой части композиции был высверлен образец кальцитового натёка для уран-ториевого датирования, давший интервал от 14 до 37 тысяч лет назад. Эти данные делают палеолитическое "происхождение" верблюда практически несомненным. Исследователи отмечают, что в то время климат на территории Южного Урала был более суровым и холодным, но это вовсе не было препятствием для расширения ареала обитания верблюдов. Тундро-степные пространства были значительно большими, чем сейчас. Древние верблюды соседствовали с мамонтами, шерстистыми носорогами и другим животными, чьи образы составляют эталонный изобразительный ряд искусства ледниковой эпохи. Находки костей верблюдов нередки на Южном Урале и в Западной Сибири. Однако в древнейшем искусстве каменного века изображения верблюдов встречаются крайне редко. Известна гравировка мамонтового бивня из окрестностей города Парусинка в Западной Сибири с радиоуглеродной датой самого бивня около 13 тысяч лет, а также в пещере Хойт-Ценкер-Агуй из Монголии. С первого тысячелетия до нашей эры изображения верблюдов многочисленны на предметах кочевнического искусства и встречаются в Оренбургских степях и Казахстане. Мастера евразийских степей достигли высокого мастерства в изображении этих животных. Съёмку изображений из Каповой пещеры в инфракрасном диапазоне проводили специалисты из Института археологии РАН. Она показала, что краска была приготовлена путём смешения красной охры и угля. Присутствие последнего даёт возможность увидеть контуры изображения на снимках в инфракрасном диапазоне. Напомним, что ранее исследователи обнаружили древнейшие изображения собак и их хозяев.