Войти в почту

Замогильная фиеста

В прокате анимационная «Тайна Коко» На экраны вышел анимационный фильм производства Disney/Pixar «Тайна Коко», толкующий о важности семейных уз под аккомпанемент мексиканских мелодий и ярких красок празднования «Дня мертвых». Рассказывает Юлия Шагельман. Студия Pixar, выпустившая вот уже девятнадцатый свой полнометражный фильм (и первый за два года с оригинальным сюжетом, а не сиквел предыдущих хитов), никогда не чуралась «недетских» тем. Мотивы потери, расставания, старения и даже смерти так или иначе появляются почти в каждой их картине, а бесконечно трогательный «Вверх» (2009) был посвящен им полностью. Да и материнская компания Disney не так уж далека от этого — ведь для многих поколений детей первым открытием о том, что жизнь не всегда длится вечно, стала гибель мамы Бэмби от пули охотника. «Тайна Коко» — новый заход на территорию сложных вопросов, и почти все действие здесь происходит на тонкой границе между жизнью и смертью, где любой неверный шаг может обернуться убийственно фальшивой нотой. Режиссерам Ли Анкричу (снявшему третью часть «Истории игрушек» и приложившему руку ко второй, а также к «Корпорации монстров» и «В поисках Немо») и Эдриану Молине, для которого это всего вторая сценарная и первая режиссерская работа, удалось выдержать это испытание с блеском. Они в верных пропорциях смешивают юмор и меланхолию, назидательность и легкомыслие, визуальное великолепие и сюжет, который поначалу кажется довольно шаблонным, но на самом деле содержит несколько нетривиальных поворотов. О неизбежном уходе близких здесь рассказывается вполне просто и доходчиво, чтобы было понятно даже самым маленьким зрителям, и при этом достаточно точно и глубоко, чтобы прониклись и взрослые. К экзотическим (по крайней мере, для российского зрителя) обычаям, связанным с празднованием Dia de los Muertos, «Дня мертвых», создатели ленты подошли бережно и с большим знанием дела. В «Тайне Коко» нет ни одной случайной детали, и даже смешная собака с говорящим именем Данте — не простая, а древней мексиканской породы ксолоицкуинтли. Ацтеки, мол, верили, что эти животные сопровождают души умерших в загробный мир, и Данте тоже становится проводником и защитником главного героя, двенадцатилетнего Мигеля, в его приключениях. Колоритных мексиканских штампов в картине видимо-невидимо: резные бумажные гирлянды, которыми принято украшать улицы пуэбло, черно-белая сентиментальная киноклассика, народные песни, традиционная кухня и даже рестлеры в масках, но все они обыграны так любовно, что впечатления лубка не создается. Мигель живет в маленьком городке Санта-Сесилия и мечтает стать музыкантом, как его кумир — великий Эрнесто де ла Крус, тоже уроженец этих мест. Но в семье Мигеля музыка находится под строжайшим запретом с тех пор, как его прапрадед, легкомысленный гитарист, устремился за своей мечтой, навсегда оставив жену и дочку. Прапрабабушке Имельде, чтобы прокормить семью, пришлось выучиться сапожному мастерству, и с тех пор все ее потомки — сапожники. Младшие отпрыски тоже должны следовать семейной традиции, на страже которой стоит строгая «бабулита». Несмотря на все запреты, Мигель, следуя заветам де ла Круса, хочет «поймать свой миг удачи» и поучаствовать в музыкальном конкурсе на «День мертвых». И когда бабушка уничтожает его гитару, мальчик решает позаимствовать инструмент прямо из склепа кумира — тем более что, связав некоторые семейные обмолвки и умолчания, он приходит к выводу, что знаменитый музыкант и был тем самым пропавшим прапрадедушкой, а значит, не обидится на вторжение в свое личное посмертное пространство. Но выходит иначе, и Мигель неожиданно оказывается в загробном мире, откуда ему надо успеть выбраться до рассвета, чтобы не остаться там навсегда. Царство мертвых в «Тайне Коко» — не мрачная преисподняя, а настоящий праздник для глаз, красочный, разноцветный и полный удивительных существ, от крылатых магических зверей до Фриды Кало, которая на том свете, как выясняется, стала художником-постановщиком грандиозных массовых зрелищ. Мигель встречает здесь своих покойных родственников, а также музыканта Гектора, который раскрывает ему пресловутую тайну: мертвые продолжают жить, пока кто-то на земле помнит о них. Когда память исчезает, исчезает и человек, на этот раз окончательно. Тут становится понятна ключевая роль той самой Коко — прабабушки Мигеля, в чьей угасающей памяти хранится залог сплоченности семьи на том и на этом свете. На первый взгляд «Тайна Коко» — очередное нравоучение о семейный ценностях. Однако незатейливые истины о том, что семья самое главное в жизни (которые авторы не стесняются проговаривать прямым текстом, раз уж фильм предназначен детям), упакованы в такую парадоксальную, искреннюю, шумную, магическую, наивную, яростно-колоритную оболочку — точь-в-точь мексиканский пикник на могиле,— что кажутся не трюизмами, а единственно возможным ходом мысли.

Замогильная фиеста
© Коммерсант