Страсти по Настасье

Всё представленное на сцене действие сосредочено на взаимоотношениях между тремя главными героями – князем Мышкиным, Парфёном Рогожиным и Настасьей Филипповной, а также двумя семействами Епанчиных и Иволгиных. Азарт, пламя влечения и самолюбия, гордость и деньги стали ядром страшных интриг. Там, где жутким балом правит злоба на жизнь, алчность обогащения, лихая удаль и беспробудное пьянство, нет места состраданию и очистительной любви, а роковая игра страстей неминуемо ведёт к трагическому финалу. Декорациями, за исключением первой сцены в вагоне, выступили интерьеры петербургских квартир второй половины XIX века – гостиные и кабинет в доме Епанчиных, квартиры Иволгиных и Настасьи Филипповны. Всё разыгрываются в полумрачных тонах, лаконична и даже немного скупа меблировка – пара картин на стенах, столы с витыми ножками и свечи. Главного героя, князя Мышкина, блистательно играет Сергей Мельников. Его Мышкин – оправившийся после болезни доверчивый человек, доселе не испытавший опыта поведения в обществе, кишащего сплетнями, мелкими кознями и коварными умыслами. Князь Сергея Мельникова наивен, но вместе с тем по-христиански человеколюбив и добр. Его каллиграфическими способностями, пожалуй, единственным полезным для службы и существования умением, восхищается и самолюбивая красавица Аглая Ивановна Епанчина (Алевтина Боровская), и её отец – степенный и немногословный генерал Иван Фёдорович Епанчин (Илья Бабошин). Но одной каллиграфии для благополучия в этой жизни ничтожно мало. Фото: Театр "У Моста" Он очень желает познакомиться и сойтись с людьми, зачастую он словоохотлив, довольно откровенен с людьми, которых едва знает. В Швейцарии, откуда он возвратился в Россию после лечения, его круг общения был ограничен природой и детьми. Однако его чрезвычайные и даже крайние наивность и простодушие (пусть и детское), вдобавок и одинаковое, христианское, без учёта исключительности отношение к близким, мешают не только ему, но и окружающим. Он постоянно оказывается источником нелепых ситуаций и бед, в которые попадает не только сам, но и затягивает других. Иногда поразительная близорукость Мышкина-Мельникова просто отталкивает, хотя таковое поведения князя вполне оправданно – опыт жизни среди взрослых людей у него почти отсутствует. Подобная недальновидность не прощается, и поведение князя становится причиной гибели и несчастий близких ему людей – Аглаи Ивановны Епанчиной, крестового брата Парфёна Рогожина и Настасьи Филипповны. О главной героине следует сказать особо. Настасья Филипповна в исполнении Марии Сигаль озлобленная и сильная в своей злобе жертва поругания и разврата, femme fatale. Но мстит она, в первую очередь, не обидевшим и окружающим её подлым людям, а себе. Конечно, не без злорадства наблюдает она за реакцией Гани Иволгина (Егор Дроздов) в сцене сожжения денег в камине, признавая за ним всё же победу самолюбия – не кинулся за ними в полыхающее пламя. Но от её чёрно-красных платьев как будто исходит огонь близкого самосожжения. Фото: Театр "У Моста" Настасья Филипповна Марии Сигаль прекрасно осознаёт трагичность и ужас своего положения. Не быть ей любимой и преданной супругой, всё уже выжжено в её сердце, и остаётся только один выход – смерть. Ведь добросердечного и простодушного князя ей, “рогожинской”, можно пожалеть и пожелать себе с ним счастливой судьбы лишь на миг, а потом совершенно сознательно броситься под нож буйно-кипучего купца. Владимир Ильин, играя Парфёна, исполнен присущей его сословию страсти и ухарства, но именно с ними и безудержной своей ревностью он не в силах справиться, убивая любимую женщину. Могильным холодом веет от последней сцены нахождения у одра мёртвой красавицы двух обезумевших от ужаса содеянного – князя Мышкина и Парфёна Рогожина. Обоих поразила страшная утрата, и хотя сидят они рядом, обнявшись и сопереживая друг другу в горе, по существу уже оба находятся по ту сторону мира.

Страсти по Настасье
© Ревизор.ru