Икона в мире дизайна – Иван Чермаев
Иван Чермаев – американский дизайнер русского происхождения. Его имя, пожалуй, известно в достаточно узких кругах, но его работы как дизайнера, иллюстратора и художника знает весь мир. Минувшие выходные для многих представителей отрасли были омрачены трагической новостью. Иван Чермаев, легенда американского и мирового дизайна, ушел из жизни в свои 85 лет. Под брендом Chermayeff & Geismar (а затем Chermayeff & Geismar & Haviv) Иван создавал имидж для сотен клиентов, известных по всему миру. Более того, огромное количество его работ стали своеобразной классикой индустрии, а сам Чермаев уже давно именуется легендой дизайна. Его коллеги и друзья называют его целой эпохой, а его коллега по агентству Chermayeff & Geismar & Haviv признаётся, что Иван был, есть и будет настоящим вдохновением для своих коллег и преемников. «Иван – икона в мире дизайна, но в то же время он был наставником, партнером и настоящим другом. Он был одержим качественным продуктом. Для него хорошим результатом могла стать только безупречная работа, а всё, что ниже этой оценки вообще не считалось дизайном. Неустанное стремление Ивана к идеальному сочетанию формы и идеи – самое сильное вдохновение для нас всех, и надеемся, что его деятельность станет живым наследием для всего дизайнерского мира и в особенности для тех, кто знал его лично», – сообщил Sagi Haviv, дизайнер и компаньон Чермаева. Работы Чермаева почти неисчисляемое количество наград, в том числе золотые медали от американского Института графических искусств и общества иллюстраторов. Иван получил Йельскую медаль искусств, премию Президента от Род-Айленд школы дизайна, и медаль промышленного искусства от Американского института архитекторов. Вместе со своим агентством Чермаев организовывал выставки, создавал айдентику для многих музеев Америки, а также разрабатывал визуальную сторону предвыборной кампании Барака Обамы. Соболезнования его семье и всему дизайнерскому сообществу приходят со всего мира. From SUN MOON STAR, Kurt Vonnegut’s only picture book. Illustrated by Ivan Chermayeff. https://t.co/eGbnEcO8uC pic.twitter.com/PfQw9K8893 — Seven Stories Press (@7StoriesPress) 3 декабря 2017 г. The graphic designer Ivan Chermayeff has died at 85; here's a cover illo he did for Dining when I was the editor & Nicki Kalish was art director. pic.twitter.com/I6Tm5vX9Cc — Pete Wells (@pete_wells) 3 декабря 2017 г. One of so many Chermayeff & Geismar works New Yorkers see every day: the 53rd St/Lex Av stop. RIP Ivan Chermayeff https://t.co/wKCPQb9zcm pic.twitter.com/Ejj3IlVjL6 — Alexandra Lange (@LangeAlexandra) 3 декабря 2017 г. Желание Чермаева строить карьеру графического дизайнера появилось в то время, когда эта отрасль только зарождалась. Возможно, именно поэтому для многих своих последователей он являлся образцом для подражания. Его идеями восхищались, а его мысли принимали за безусловную истину: О работе с клиентами «Есть много тонкостей, которые вы должны выяснить, что за фирма, чем она занимается, для чего, кто конкуренты, каково её будущее, какова её история, что с их точки зрения хорошо, что с их точки зрения плохо. Но клиенты не всегда правы» «Я не прислушиваюсь к людям, когда они говорят о вещах, в которых я разбираюсь лучше, чем они» О творческом процессе «Создание дизайна – это решение проблем других людей. Но решить их невозможно, если не разговаривать с ними, разговоры решают всё» «Фактически мы проводим консультацию. Некоторые люди прекрасно разбираются в бизнесе, но не очень хорошо понимают, как общаться при помощи визуального языка» «Вы должны объяснить свой дизайн так, чтобы это звучало логично. Клиент должен видеть, что вы сами верите в то, что делаете» «Когда работа воспринимается как игра, нет причин прекращать работать» «Всё очень разное – вот, что делает эту работу захватывающей. Мне даже не нужно платить учителям. Наоборот, платят мне – а я учусь» «Коллаж – это новая связь между визуальными объектами» «В нашем деле важнее понимать, чего нельзя делать, чем знать, что можно сделать», О хорошем бренде «Он должен быть универсальным, но не терять своего лица» «Узнаваемые детали должны быть однозначными и простыми с претензией на долговечность, но они также должны быть оригинальными» «Люди узнают его, даже когда едут со скоростью 90 км/ч по магистрали» «Она (графика) должна быть простой. Понятной аудитории. Чтобы достичь результата, понадобится два месяца, но выглядеть это должно так, как если бы вы потратили пять минут» О новых технологиях «Я не прикасаюсь к компьютерам – они слишком медленные. Да и не хотелось бы выглядеть самым неумелым человеком в своей собственной фирме» Мнение о том, что Иван Чермаев оказал мощное влияние на развитие дизайна (в частности, графического) во всём мире подтверждают и представители российского рынка. Виталий Афанасьев, креативный директор Apus Agency Иван Чермаев, без преувеличения, личность легендарная. Он начинал свою работу еще в те годы, когда графический дизайн в Америке как инструмент рекламы только зарождался. Тогда и профессии такой как графический дизайнер не существовало, Иван и его коллеги именовали себя коммерческими художниками. Все рисовалось и презентовалась на бумаге, сегодня это даже сложно представить. Одна из моих любимых работ Чермаева – обновленный павлин телеканала NBC, 1986 года. Хотя идея с павлином принадлежит не ему, работа была проделана колоссальная и результат на века – ничего лишнего, но при этом лого сохранил свой изначальный символизм. Он прекрасно считывается как в малом формате, так и в большом. Артем Маслов, управляющий партнер Clёver Branding Вклад такого масштабного дизайнера, как Иван Чермаев, безусловно велик. Но хочется добавить немного конкретики. В портфолио мастера много известных и очень разноплановых решений. Логотип National Geographic создан в «швейцарском стиле»: с аккуратной и точной типографикой и построенными по сетке знаками, при этом есть совершенно оторванные творческие решения, как Tulip Films или Public Spaces NYC, которые совершенно рукотворны, экспрессивны и лично меня отсылают к решениям в стиле польских плакатов. А есть решение JFK Library, которое сейчас смотрелось бы по-хипстерски актуально. Работы – разноплановые и самобытные, работы – долгожители, работы – трендсеттеры своего времени. Американский дизайнер с русским происхождением очень хорошо чувствовал клиента и его бизнес, что позволило создать и продать большое количество работ, которые живы до сих пор. Очень жаль, что всё это произошло не в России. Но очень хорошо, что произошло. Евгений Куприенко, Executive director, CCO IKON BC Впервые я познакомился с Чермаевым в 1998 году ещё студентом на его лекции в School of Visual Arts, и во многом это знакомство определило дальнейшее развитие в профессии. Вклад Ивана Чермаева в графический дизайн сложно переоценить. Без преувеличения, это Гагарин и Армстронг дизайна. Работы Чермаева, отличающиеся выверенным модернизмом с использованием ярких базовых цветов, фактически перевернули представление о корпоративном дизайне, подменив абстрактными формами более нагромождённые знаки, доминировавшие в первой половине прошлого века. Фраза Чермаева, – «Она (графика) должна быть простой. Понятной аудитории. Чтобы достичь результата, понадобится два месяца, но выглядеть это должно так, как если бы вы потратили пять минут» – суть философии Ивана. Фактически, многие тренды в айдентике, которые мы можем видеть и в наши дни, являются тем, что Иван Чермаев «проповедовал» на протяжении десятилетий своей карьеры. Василий Омелье, партнер и креативный директор агентства Weavers Brand Consultancy Иван Чермаев появился в моей жизни задолго до того, как я понял, что свяжу ее с графическим дизайном и, тем более, с брендингом. Он появился еще в детстве, в подшивке журналов «Америка» из 60-х годов на даче и перерисовке логотипов тех же Mobil и Chase в самодельно рисованных журналах, которые я в том возрасте рисовал для родителей. Сейчас, занимаясь в современном и постоянно меняющемся мире проектами по брендингу и ребрендингу, невозможно не удивляться тому, что знаки, созданные 50 лет назад, не только не заменяются новыми, соответствующими скорректированному позиционированию бренда, новым ЦА, поколениям икс, игрек, зед и альфа, а остаются абсолютно (!) актуальными. Разумеется, можно анализировать и разбираться, как такой профессиональный феномен в принципе существует, но приходится признавать, что для нашего времени такое долголетие графических идей остается почти недостижимым результатом. Поэтому для меня значимость Чермаева также не подвержена времени и капризам меняющегося коммуникационного пространства. Его работами и идеями вдохновлялись и двадцать-тридцать лет назад, инспирируются сейчас и будут еще долго. Здорово, что нынешние тренды возвращаются к лаконичным, декларативным формам и считываемым графическим идеям, таким, какими Чермаев по сути создавал и развивал современное логостроение.