Веселая и неординарная. Кем и как создавалась воронежская матрёшка
По росписи и форме В России матрёшка — круглолицая и полненькая весёлая девушка в косынке и русском народном платье — появилась в 90-х годах XIX века. Токарь по дереву из московской игрушечной мастерской Василий Звёздочкин вытачивал фигурки, а художник Сергей Малютин расписывал их. Первыми матрёшками были вставленные друг в друга игрушки — девочки и мальчики. С тех пор во многих частях России появились свои особенные матрёшки, различающиеся по форме и росписи. В частности, стали традиционными Полхов-Майданская, Сергиево-Посадская, Семёновская матрёшки — целые районы и сёла занимались изготовлением народного сувенира. Воронежская матрёшка родилась случайно. Её автор Елена Матвеева 49 лет назад в числе шести училась у знаменитого воронежского художника и краеведа Петра Пономарёва, организовавшего курсы, чтобы изготовить воронежский сувенир. Рассматривали разные варианты и идеи. Токарь Леонид Голованов изготавливал деревянные основы, а художники в своём стиле их расписывали. Одна заготовка получилась бракованная — в виде яйца, но Матвеева её не выкинула, а расписала — так народилась на свет новая оригинальная игрушка. Уже в 1974 году, работая на фабрике игрушки главным художником, Елена создала и воронежскую роспись. Матрёшки мастерицы яркие и живописные, яйцеобразной формы — олицетворение весёлых воронежских девушек и женщин, которые святятся добротой и без труда могут и большой огород вскопать, и за скотиной ухаживать, и рубашки вышивать. Такие работящие и творческие женщины всегда ценились на Руси. А ещё они одеты в народный воронежский костюм с основными элементами-узорами: в рубаху с закруглёнными рукавами, и конечно, знаменитый красный барановский платок — очень популярный в губернии в конце XIX — начале ХХ века. Знатоки народного искусства знают, что воронежский костюм — это чёрная ювелирная вышивка на рукавах белоснежной рубахи, яркая, расшитая красно-оранжевыми нитями понёва и самобытный головной убор. Но Воронежская губерния заселялась из самых разных мест, и потому здесь было большое разнообразие в костюмах — одеяния Бутурлиновки, например, отличались от одежды, которую носили в Нижнедевицком или Хохольском районах. И по матрёшкам Елены Матвеевой можно изучать народную историю и традиции и узнать, откуда родом олицетворённая в матрёшке девушка. Весёлая «Свадьба» Одна из самых уникальных композиций мастерицы — «Свадьба», состоящая из семи различных игрушек. Первая матрёшка — «Сваха», одетая в красную рубаху и понёву — шерстяную юбку замужних женщин из нескольких кусков ткани с богато украшенным подолом, на голове у неё дорогая павлово-посадская шаль и традиционный головной убор — сорока, на шее — красивое бисерное ожерелье. В ней следующая матрёшка — «Жених», одетый в свадебную рубаху Бутурлиновского района, с украшением и паломническим кипарисовым крестом на шее. Дальше — «Невеста» в фате-дымке, украшенном цветами кокошнике, понёве Острогожского района. Потом «Отец невесты» и «Мать жениха» — в руках у неё хлеб и соль на полотенце, где вышиты слова «совет да любовь» и петух, чтобы молодые вставали рано и были трудолюбивыми. Далее «Дружка» — весёлый парень с гармошкой и полотенцем через плечо, которое вышила невеста, — современный тамада. «Подружка невесты» — замужняя девушка в понёве и со слезами на глазах, она оплакивает подругу, которая уходит в другую семью и прощается со свободной жизнью. В 1996 году на выставке «ООН — моя Россия, мой мир» «Свадьба» вошла в 30 лучших работ России, и за неё был выдан сертификат победителя. Есть заслуга в этом и мужа Елены Геннадьевны — Владислава Анатольевича, который, собрав токарный станок, вытачивал всех деревянных матрёшек. Продолжатели традиций Елена Геннадьевна, лауреат многих конкурсов, сейчас уже не занимается росписью, но активно участвует в мастер-классах и лекциях. Её дело продолжают ученицы со всей Воронежской области, совершенствуют мастерство, привнося в культуру что-то своё. Одна из них — народный мастер Евгения Афанасенко. «В 18 лет я переехала в Воронеж из Киргизии, поступила в здешнее художественное училище, — рассказывает Евгения Афанасенко. — Когда первый раз увидела воронежскую матрёшку, она мне очень понравилась! А потом случайно познакомилась с Еленой Геннадьевной и начала учиться этому делу. Очень интересно расписывать матрёшку — все детали требуют аккуратности. В итоге получается настоящее произведение искусства». В матрёшках Евгении заметен авторских почерк — светлое, лучезарное лицо красавицы. В руках у матрёшек-девочек — цветочки и яблочки, у матрёшек-женщин — крынки и петушки. Вдохновившись творчеством своего учителя, придумала Евгения и свою деревянную куклу, что-то среднее между куклой и матрёшкой: матаню, что побольше, и матанечку, что поменьше. Название игрушке дал проходивший в Воронеже Всероссийский конкурс исполнителей народной частушки «Распотешная Матаня». Несмотря на несомненные успехи в творчестве, Евгения Афанасенко считает, что учиться и совершенствоваться в народном промысле ей предстоит ещё очень долго. Как рождается матрешка Сначала токарь вытачивает деревянную основу матрёшки. Затем её обрабатывают — убирают сучки, сколы, затирают шпаклевкой, наносят грунт — обычно это разбавленный водой клей ПВА. Когда всё высохнет, затирают «шкуркой», чтобы поверхность была идеально гладкой, и с ней приятно было работать. Наметив основные элементы — личико и платочек, художник приступает к росписи. Используются натуральные кисти и различные краски. Считается, что особого мастерства требуют акварель и гуашь, поскольку неверный мазок такой краски удалить проблематично. Гораздо проще водостойкая темпера, которая не растекается и при необходимости легко закрашивается. Напоследок игрушка лакируется и подписывается.