Войти в почту

Лидер группы "НОМ": цензура должна быть внутренней

ТАЛЛИНН, 8 дек — Sputnik, Денис Пастухов. Андрей Кагадеев — музыкант, художник, писатель, поэт и кинорежиссер, но 9 декабря вместе со своим коллективом он представит публике именно музыкальную часть своей деятельности. Театр музыкальных пародий "Му-Му": мы пародируем шлягеры, любимые всеми >> - Как бы вы сами охарактеризовали музыкальный стиль своей группы? Ироничный рок, глум-рок, камеди-рок? — За 30 лет мы себя опробовали в большом количестве музыкальных стилей — от фолка и хард-рока до электронного минимализма и нойз-рока. Важно не определение стиля, а творческий подход. Он у нас остается неизменным — идиотизация окружающего драматизма и драматизация идиотизма. - Среди какой прослойки населения востребовано ваше творчество? — Специальных исследований на эту тему мы не проводили и при сочинении песен не руководствуемся вкусами какой-либо целевой аудитории. Согласно жизненным наблюдениям, наше творчество по душе детям дошкольного возраста, читающей молодежи старше двадцати лет и любителям нестандартного искусства без возрастных ограничений. - В ваших песнях много не только стёба, но и различной гадости – тараканы и гниды, например (достаточно послушать композиции "Насекомые" и "Гнидой не будь"). Если спеть о тварях в песне, станет ли их меньше в жизни? — В рассказах Михаила Зощенко, к примеру, тоже много неприятных личностей. К сожалению, количество объектов, подвергающихся сатирическому отображению, не зависит от самого факта сатирического осмеяния, как бы талантливо оно ни было исполнено. С другой стороны, нельзя подсчитать, было бы больше Шариковых, если бы Булгаков не написал "Собачье сердце". - Группу "НОМ" иногда называют "наследниками Хармса", согласны ли вы с таким определением? Смотрели ли новый фильм "Хармс" Ивана Болотникова? — Нам лестно такое определение, и мы стараемся оправдать звание последователей ОБЭРИУ. Но фильм Ивана Болотникова я еще не смотрел. - Вы участвовали в программе Захара Прилепина "Соль". Поддерживаете ли его жизненную позицию или абстрагированы от политической ситуации? Тяжело ли сказываются санкции на России и сможет ли искусство помочь их отмене? — В музыкальной программе "Соль" мы были гостями Захара Прилепина как ведущего программы, а не политического деятеля. Впрямую к политике группа "НОМ" никакого отношения не имеет, а если мы и высказываемся на этот счет, то исключительно в художественной форме. Важны не экономические санкции, которые касаются в основном представителей бизнеса, а общая ситуация культурно-идеологического противостояния, в котором все средства хороши. Со всех "противоборствующих" сторон идет волна лживой и фальшивой пропаганды, напоминающая времена холодной войны. Проверенными средствами создаются образы врага — жестокие сербы, тупые русские, коррупционные попы… Никто не ищет путей соглашения, ставятся лишь ультиматумы. Художники и музыканты всё же могут способствовать мирному процессу, создавая свой убедительный и волшебный мир искусства. - Правда, что вы сотрудничаете с группой "Ленинград"? А кто ещё вам близок – "АукцЫон", "Бахыт-Компот", например? — Да, мы активно сотрудничаем с музыкантами группы "Ленинград", их духовая секция принимала творческое участие в записи наших двух последних альбомов. Кроме того, наш барабанщик Вадим Латышев работает в группе "Кирпичи", а звукорежиссер Максим Кравцов отвечает за звучание последних альбомов группы "ДДТ". У участников группы "НОМ" достаточно разные музыкальные вкусы, и это хорошо — нас всех объединяет совместный творческий проект. Взаимное же проникновение идей разных коллективов происходит неосознанно, ничего независимого в "Стране Рок-Музыка" нет, мы все заняты одним делом. Иван Болотников: для кино нет разницы, литовец ты или турок >> - Вы не только музыкант, но и живописец, кинодеятель (режиссер и сценарист), поэт и прозаик, при этом учились в Ленинградском механическом институте. Учились ли вы и искусству и какой вид деятельности приносит больше денег? — До поступления в институт я учился в музыкальной школе и в детстве посещал художественную школу, параллельно с учебой в институте окончил Государственные курсы иностранных языков. В настоящее время я сам себе работодатель и сам ставлю задачи, которые решаю. Зарабатывать на жизнь можно по-разному, и дело не в количестве полей деятельности и не в ее типе. Было бы что сказать. Ну и, конечно, для высокой эффективности свое время нужно уметь организовать и распланировать. - Как вы охарактеризовали бы ситуацию в современном российском кинематографе? Какие фильмы хочет видеть российский зритель и соответствуют ли потребностям зрителя желания режиссеров и прочих кинодеятелей? — Массовый зритель, как правило, хочет развлечений. Современные российские режиссеры в меру своих способностей, стараются эти желания удовлетворить. Получается у них не очень хорошо. Есть еще группа циничных кинодеятелей, которые удовлетворяют вкусы кураторов международных фестивалей, их цель — попадание в конкурсные программы. Всё это, на мой взгляд, имеет слабое отношение к искусству кино. Своих Ларсов фон Триеров наше время не породило. А когда-то фильмы, к примеру, Василия Шукшина, получали призы в Европе и были любимы широкими кругами советского зрителя. - Ваш фильм "Звёздный ворс" — какова его судьба? И как оцените актерскую игру в этом фильме музыкантов — Шнурова (лидер группы "Ленинград"), Михалка (экс-"Ляпис Трубецкой") и так далее? — Прокатом "Звёздного ворса" занималась непосредственно студия "НОМФИЛЬМ" в моем лице. Мы не смогли найти прокатную организацию, которая взялась бы это делать в масштабах РФ, ибо цены за подобные услуги предлагаются совершенно несуразные, а наш фильм снимался не на бюджетные средства. Поэтому фильм шел в тех кинотеатрах, с которыми мне удалось заключить договор лично. Таким образом, "прокат" "Звездного ворса" прошел в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Новосибирске, Иркутске и еще нескольких городах. Результаты были очень хорошие, намного лучше, чем у параллельно идущих прокатных отечественных фильмов. Касательно актерской игры приглашенных звезд шоу-бизнеса — мы знали, кого звать на какую роль, и на съемочной площадке царила непринужденная творческая атмосфера, позволяющая раскрыться даже самым неопытным и застенчивым. К таковым, конечно, Шнуров и Михалок не относятся. - Кстати, в "Звёздном ворсе" нет какой-либо пошлости или непристойности. Как вы считаете, нужна ли цензура в кино? — Цензура должна быть внутренняя, а с пошлостью и непристойностью надо бороться, а не нести их в массы. - Вы не в первый раз в Таллинне. Какие впечатления остались от прошлых концертов и посещений города? — За последние несколько лет мы выступали в Таллинне три раза, каждый раз в другом месте — это были и какой-то кинозал с креслами, и дискотека. На наши концерты случайная публика редко заходит, так что зритель у нас подготовленный и атмосфера на концертах всегда теплая, Таллинн — не исключение. - Состав группы неоднократно менялся в силу разных причин. Будут ли в этот раз в столице Эстонии Александр Ливер и Варвара Зверькова, к примеру, и что услышат посетители? — Александр Ливер живет во Франции и ежедневно ходит на работу в Оперный театр, поэтому он редкий гость на концертах "НОМ". Варвара же Зверькова — участник постоянного состава группы и не только поет, но и виртуозно играет на аккордеоне, и обязательно споет и сыграет в столице Эстонии. В нашей программе есть песни, проверенные временем, которые обязательно исполняются на всех концертах. Например, "Насекомые", "Хор затейников", "Марш косморазведчиков", "Марш-мизантроп", "Автомир". Минкульт раздаст более миллиона евро музыкантам Эстонии >>

Лидер группы "НОМ": цензура должна быть внутренней
© Sputnik Эстония