Вдохновение - вещь капризная. Некоторые готовы мчаться за ним на край света. Но композитор, Народный артист России Алексей Рыбников считает, что и в Москве есть заповедные места. Для него это - Большая Никитская, самая музыкальная из московских улиц, сообщает "ТВ Центр". "И знаете, что меня больше всего радует, что здесь ничего не изменилось. Всегда можно прийти сюда и погрузиться, окунуться в свою молодость. Все, что было неопрятное, неаккуратное, это все убрано и сейчас здесь улица можно сказать, образцовая, все дома с иголочки, мы видим - для пешеходов замечательное пространство и замечательное покрытие - сейчас вот скользко, а мы идем вот с вами и не боимся упасть", - рассказал Алексей Рыбников. Еще ребенком он приходил сюда в класс к Хачатуряну, потом был студентом, аспирантом, преподавателем Московской Консерватории. А прямо напротив - небольшой изящный храм Малое Вознесение. Древнейшая из построек на этой улице. И для музыкантов опять же - место исключительное. "В этом храме совершается молебен царю Давиду - псалмопевцу, который мы знаем, сочинял стихи и музыку псалмов. И поэтому здесь логично, что люди, которые учатся здесь и приходят сюда - помолиться царю Давиду, чтобы он вдохновил их на творчество", - сказал Алексей Рыбников. Здание вернули православной церкви сравнительно недавно - в начале 90-х. Тогда же начали восстановление. Храм буквально погибал - от воды и сырости. "Основная проблема храма была в том, что в советское время весь цоколь был закрыт цементной смесью – бетоном", - отметил реставратор Александр Урбанский. Первым делом укрепили фундаменты, провели все работы по водоотведению. Восстановили фасады, крест XVIII века. А внутри открылась невероятная масляная живопись. Росписями уже много лет занимается художник Иван Глазунов. Задача не из легких - изображений, как выглядел храм внутри, практически нет. "И мы сейчас вот из такого порыва реставрационного пытаемся восстановить. Вот стоят леса, значит там до самой главки площадки сделаны - восстановить там такую живопись более в барочном вкусе XVIII века московскую такую, московско-русскую. А дальше храм должен выглядеть так, как он мог выглядеть в XVII веке", - рассказал художник, исполняющий обязанности ректора Российской академии живописи, ваяния и зодчества Иван Глазунов. Интерьеры храма воссоздавались по крупицам. Алексея Рыбникова больше всего потрясла история одного из распятий. "Видите, на нем такие дырочки, сначала кажется, что это изъедено какими-то жучками, но потом если внимательно присмотреться - оказывается это следы от пуль от пневматической винтовки, это распятие стояло в тире. Народ стрелял по Христу, по кресту в общем, как две тысячи лет назад. Теперь спасли, слава Богу, спасли и стоит как такой символ и того времени и нашего времени", - подчеркнул Алексей Рыбников. Композитор признается - у него вообще отношения с храмами и реставраторами особые. Ведь его знаменитые "Алилуйя" и Молитвы - вся рок-опера "Юнона и Авось" впервые и прозвучали в храме. Под предлогом творческой встречи с реставраторами! В церкви Покрова на Филях - там тогда был филиал музея Рублева. "И вот эти люди сидели в шубах, в нетопленных помещениях и слушали первый раз в жизни, это была мировая премьера "Юноны и Авось", представляете", - отметил Рыбников. Строительные леса внутри храма Малое Вознесение исчезнут к Рождеству. А завершить все работы реставраторы должны в следующем году. И Алексей Рыбников обещает, что он сюда еще не раз вернётся. За вдохновением. Юлия Богоманшина, Павел Суменков, Александр Шкарбанов, "ТВ Центр".