Герой нашего времени выбран недавно интернет-сообществом. Победителем стал Данила багров из кинодилогии «Брат»
Герой из 90-х, набравший 45% голосов (в опросе приняли участие больше 40 тысяч человек), оставил далеко позади себя Илью Муромца с его 13%, Глеба Жеглова (11%), Дядю Степу (9%) и других известных властителей дум, включая персонажей сериалов «Мажор» и «Физрук». Организаторы конкурса пытались выяснить, кто вызывает у населения большее чувство безопасности, уважения и симпатии. Как говорится, спасибо, что хотя бы не Артур Пирожков (одно из альтер эго Александра Реввы), который тоже был замечен в списке номинантов. Никто не спорит, персонаж Бодрова будит у зрителя все заявленные чувства, но вот обыденность, с которой он мочит из обреза правых и виноватых, напрягает. Не по-геройски это как-то, не по канону… Но выбор сделан, голоса распределены, и нам остается лишь выяснить, почему нынешнее время предлагает нам своим главным воплощением такой вот неоднозначный персонаж, да и нужны ли ему — такому прагматичному и эгоистичному — эти самые герои? Ну а чтобы рассуждения на тему не превратились окончательно в аналог унылого школьного сочинения (любимейшая ведь учительская тема — «Герой нашего времени. Кто он?»), мы привлекли к выяснению экспертов. Другим наука — Конечно, герои нужны. Как пример для подражания, — считает Елена Новоселова, доцент социологического факультета МГУ. — Человек — животное социальное, и без каких-то лекал ему никак нельзя. Иначе получится, что каждая личность будет начинать процесс выстраивания себя с абсолютного нуля. Что касается Данилы Багрова, то, я думаю, тут еще большую роль сыграла личность самого актера, люди, выбирая, наверняка еще и это имели в виду. Мне как социологу хотелось бы, чтобы примером для подражания были не столько медийные персонажи, сколько наши близкие — отцы, деды, матери или другие реальные люди. Только что прочитала в сети интервью с 30-летней девушкой, одной из организаторов детского хосписа «Дом с маяком». Она не ложится под танки, не бросается на амбразуру, она просто тихо делает правильные вещи, которые очень нужны этому городу и этой стране. Наверное, если с таких людей мы будем брать пример, все у нас будет хорошо. Дело в политике Актер Николай Бурляев, сыгравший в середине 60-х в каноническом фильме Станислава Ростоцкого «Герой нашего времени», уверен, что такие примеры, как Багров, нам ни к чему: — Даже очень обаятельные персонажи, если они совершают обаятельные убийства или не чужды другим порочным проявлениям, не должны быть героями. Нашему поколению очень повезло — у нас были герои, которым мы хотели подражать. И я их помню, эти фильмы, я помню ощущения от этих персонажей, до которых надо было дотягиваться — так они были недосягаемы по уровню самопожертвования и подвига. Тот факт, что героями нашего времени сейчас признаются такие, как Багров, — результат неправильной культурной политики. И все те талантливые актеры, кто так вдохновенно сыграл всевозможных обаятельных преступников — Сергей Безруков («Бригада»), Александр Абдулов (Next), Сергей Бодров, — невольно внесли свой вклад. Но это, что называется, их выбор. Я же очень надеюсь, что после подписанного три года назад указа о новой государственной культурной политике постепенно все будет меняться. Период полнейшего невмешательства государства в культурные процессы рано или поздно закончится, оно начнет наконец понимать, на какие проекты направляет народные деньги и как эти проекты влияют на состояние умов. Так что появление истинных героев нашего времени не за горами. Что касается реальных людей, то лично для меня такими героями всегда были и остаются Тарковский, Бондарчук и Шукшин, которые, живя в тоталитарном государстве, не отступались от истины и транслировали нам через экран христианские идеи. Поправьте фокус Откуда же в нас эта странная потребность — искать и находить героев? Все дело в головах. — В свое время Юнг писал, что в психике каждого человека присутствуют некие врожденные базовые структуры — архетипы, этакий идеал, помогающий выстраивать отношения с миром, понимать, на что равняться или что воспринимать как негатив, — объяснил профессор Московского регионального социально-экономического института психолог Дмитрий Смыслов. — К архетипам относятся фигуры бога, воина, отца, матери, смерти, и в числе прочего — фигура героя. Иными словами, каждому из нас присуща обязательная потребность не только в Боге, но и в Герое. Данила Багров — это человек 90-х, герой страны, которая менялась, и людей, которые в ней выживали. Вообще, то, что его до сих пор выбирают знаковым персонажем нашего времени — достаточно тревожная информация, потому что по факту это должен быть человек, более интегрированный в сегодняшнюю реальность, ведь она уже довольно радикально изменилась. Поскольку люди не видят в нынешнем мире кого-то более важного, наши умы занимают некие странные персонажи вроде стритрейсерши Багдасарян или бесчисленных пустышек из шоу-бизнеса. Такой выбор говорит о том, что государство не заинтересовано в создании новых героев. И это, я считаю, не совсем правильно. Потому что любой стране нужны сильные граждане, а значит, необходимо создавать, генерировать этот идеал — через фильмы, через какието исторические образы и так далее. А пока у нас фокус внимания смещен явно не туда. А вот культуролог Михаил Юрьевич Лермонтов — полный тезка своего далекого предка — считает, что мы находимся аккурат в процессе обретения героя. — То, что мы сейчас подразумеваем под понятием «герой нашего времени», совсем не то, о чем писал когда-то Лермонтов. Для него это человек, который по своему внутреннему укладу и своим, не всегда этически выверенным поступкам был симпатичен людям не как герой войны, не как герой каких-то государственных свершений, а как герой противостояния самому себе, в душе которого шла постоянная внутренняя борьба. И при всей многоплановости, многослойности его характера каждый его поступок все равно симпатичен. Багров тоже симпатичен, поскольку, живя в мире, который устроен не по промыслу божьему, как может, реализует свое человеческое представление об этом промысле. До настоящего времени, к сожалению, предложить какую-то альтернативу персонажу «Брата» не удалось. Но я считаю, что все впереди. Мы же видим, как буквально на глазах происходит изменение представления о герое как об образе и подобии, которому хотелось бы соответствовать. Видим это уже несколько лет 9 Мая на Красной площади, когда люди идут с портретами дедов и прадедов — теми образами, которым они, безусловно, готовы соответствовать. Не подражать, а быть подобными им. И это как раз рождает уверенность, что в человеке остается это невостребованное пространство подлинного его подобия, которое обязательно будет заполнено. По мнению культуролога, герой угоден небесам: — Для меня в нашем времени героем является Эдуард Артемьев, которому на днях исполнилось 80 лет. Это мой большой друг, совершенно гениальный композитор, человек «из племени Авеля». Как утверждают некоторые философы, мир делится на Каинов, которые хотят что-то постоянно для себя урвать, и Авелей — тех, кто от природы альтруистичен и считает, что отдавать — значит поступать по промыслу Неба. Мне кажется, по нынешним временам этого достаточно, чтобы уже считать человека героем. ГЕРОИ БЫЛЫХ ВРЕМЕН: НАСТОЯЩИЕ И ИЗ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА Василий Чапаев (1887-1919) Легендарный начдив Красной армии, герой бесчисленных анекдотов, которые ходят по стране до сих пор. Своей сумасшедшей популярностью обязан книге Дмитрия Фурманова и — особенно — фильму братьев Васильевых. Реальная роль в Гражданской войне, по мнению историков, совершенно не сопоставима с посмертным культом. Алексей Стаханов (1906-1977) Шахтер. В 1935 году за одну смену благодаря разделению труда вместе с двумя крепильщиками добыл 102 тонны угля при норме 7 тонн. Рекорд, ставший в свое время символом индустриализации, дал толчок развитию по всей стране Стахановского движения, но искорежил впоследствии жизнь самого передовика, не выдержавшего испытания медными трубами. Александр Матросов (1924-1943) Погиб, закрыв собой амбразуру немецкого дзота, благодаря чему его взвод мог совершить атаку. Звание Героя получил посмертно. Его подвиг, дату которого по идеологическим соображениям перенесли на 23 февраля, приурочив ко Дню Красной армии, широко освещался в СМИ, литературе и кино, а также породил в русском языке устойчивое выражение «грудью на амбразуру» Шеварш Карапетян (1953) Советский спортсмен-подводник, трижды спасавший людей в различных авариях. Наибольшую известность принес случай 1976 года — падение в Ереванское водохранилище автобуса с людьми. С глубины 10 метров при нулевой видимости он поднял 46 пассажиров. Живет в Москве. Официального звания Героя до сих пор не имеет. Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен