Константин Паустовский. Без купюр
Один из признанных классиков русской и советской литературы Константин Георгиевич Паустовский был еще и одним из самых честных и бескомпромиссных писателей своего времени. Ни разу не погрешив против совести, он смог сохранить репутацию абсолютно порядочного человека и литератора даже в самый тяжелый период сталинского тоталитаризма. Во времена, абсолютного культа “вождя народов”, Паустовский “сумел” не написать о нем ни слова. Находясь в гуще литературных событий, он не совершил никакого безнравственного или хотя бы этически сомнительного поступка, не подписал ни одного письма или доноса, клеймящего кого-нибудь, и даже не вступил в коммунистическую партию! При этом, как и всех советских писателей, его творчество, всегда было под надзором цензуры. Выставочный проект, приуроченный к юбилею писателя, представляет широкому кругу зрителей и читателей “неизвестного” Паустовского. Эту главную свою задачу авторы решают на основе редких архивных документов и последних научных исследований. Выставка рассказывает о том, что не только высокохудожественная проза принесла Паустовскому небывалую популярность и читательскую любовь, но и его благородная и независимая личностная позиция, его деятельность, направленная на возвращение советскому читателю имён, составляющих сокровищницу русской литературы, но находящихся под запретом или в вынужденном забвении. Среди них – Александр Грин, Иван Бунин, Михаил Булгаков, Марина Цветаева. Центральными экспонатами выставки станут неизвестные главы и авторские версии глав (без цензорских и редакторских купюр) последней части известной автобиографической “Повести о жизни” Константина Паустовского – ”Книги скитаний” (1963). В своей автобиографической повести Константин Паустовский серьёзно размышляет о судьбе русской литературы и о трагических судьбах собратьев по перу, среди которых Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Андрей Платонов, Борис Пильняк, Исаак Бабель, Осип Мандельштам. Ее первоначальное авторское название “На медленном огне” в свое время не было одобрено цензурой. Серьезной цензорской “чистке” подверглось и само произведение. В результате, не только у писателя, но и у читателя была, по сути, отняли большую часть текста, не только имеющего бесспорную художественную ценность, но и способного рассказать самое главное о взглядах писателя на современность. “На медленном огне”... Этим названием Паустовский хотел выразить драматизм реальности, в которой он находился. Неизвестные факты творческой биографии писателя позволяют по-новому посмотреть на его личность и судьбу, вырисовывают особый драматический конфликт между Художником и действительностью. Конфликт этот является не столь явным и трагическим, каким он был у ряда представителей его поколения литераторов, но вполне очевидным и болезненным. Этот конфликт составляет основу концепции выставочного проекта “Константин Паустовский. Без купюр” и является вектором в актуальном осмыслении личности К.Г. Паустовского в культурно-историческом контексте ХХ века. Авторские версии глав “Повести о жизни” и другие неизвестные широкой публике документы: рукописи, дневники, письма, свидетельства современников по-новому раскрывают личность и творческую судьбу К.Г. Паустовского, во многом сближая его с поколением тех, чьи взгляды в официальных кругах правящей советской элиты были названы диссидентством. Особый интерес для раскрытия основных тем выставки представляют подлинные фотографии, рукописи, прижизненные издания и личные вещи Владимира Маяковского, Сергея Есенина, Михаила Булгакова; письма Константину Паустовскому его знаменитых современников: Бориса Пастернака, Корнея Чуковского, Александра Таирова, Константина Федина, Ильи Эренбурга, Аркадия Гайдара и многих других; критические отзывы Юрия Олеши и Андрея Платонова на произведения Константина Паустовского. На выставке экспонируются графика Максимилиана Волошина и Оскара Рабина, живописные полотна Кирилла Зданевича, Бориса Свешникова, Алексея Паустовского, работы известных иллюстраторов Сергея Чехова, Файтеля Мулляра, Владимира Милашевского, Константина Кузнецова, Валерия Щеглова. Впервые вниманию зрителей будут представлены документы из уникальной коллекции, приобретённой в фонды Московского литературного музея-центра К. Г. Паустовского Правительством Москвы в год празднования 125-летия со дня рождения писателя, среди которых особую ценность имеет открытка, адресованная Константину Паустовскому Иваном Буниным. ГДЕ: ул. Арбат, 55/32, вход с Денежного переулка (ст.м. “Смоленская”)