Как устроено пермакультурное хозяйство
Отдых в деревне — романтика для горожан и способ заработать для прагматиков. Впрочем, и среди прагматиков встречаются романтики. Они строят не просто загородные отели, а места, где отдых на природе сопровождается философской нагрузкой. Экопарк «Ясно Поле» — как раз из таких. 120 км от Москвы, ближайшая деревня — в получасе ходьбы, электричка — в получасе быстрой езды на машине, в Кашире. Едут сюда не только ради реки Оки и окрестных полей — а на семинары и фестивали по йоге, вокалу, танцам, рисованию и прочим творческим и спортивным занятиям. Едут на ретриты — медитировать и жить без социальных сетей. С виду «Ясно Поле» похоже на другие загородные парки, отели, пространства. Но есть одно любопытное отличие: здесь пытаются воплотить в жизнь пермакультурный подход к развитию территории. Пермакультура — это система, рассчитанная на то, чтобы обеспечить человека всем необходимым при минимальном вливании ресурсов извне. Главное — грамотно спроектировать и организовать пространство. Пример: ферма снабжает кухню продуктами, отходы с кухни идут на ферму, где они перерабатываются и используются в качестве удобрений, чтобы овощи (которые потом пойдут на кухню) росли лучше. Или сено — его можно использовать не только для корма лошадей и коров на ферме, с его помощью можно отапливать помещение, например, кухню: из сена получают биогаз, который затем и используют для нагрева воды и отопления. Впрочем, биогазом в «Ясно Поле» только планируют заняться. За прошедшие с момента запуска проекта три года здесь успели достроить ферму, посадить фруктовый сад и небольшой огород, а также организовать пространство для отдыха гостей. Две мини-гостиницы — «Ковчег» и «Теплица» — соответствуют своим названиям. Гостевые комнаты в «Ковчеге» расположены над конюшней и хлевом; при таком соседстве никакой будильник не нужен — утром будит природа. «Теплица» построена вокруг рабочей теплицы — там выращивают огурцы и помидоры, сушат фиточаи. Японский микробиолог и фермер Масанобу Фукуока в книге «Революция одной соломинки» сравнивает привычные методы (вспахивание земель, использование химических удобрений или даже компоста, прополку) с карате, где главный принцип — сломить, пересилить соперника. А пермакультуру — с айкидо, где победа остается за тем, кто сумеет воспользоваться силой противника. Выстраивание взаимоотношений человека и природы в пермакультуре строится таким образом, чтобы максимально воспользоваться природной силой окружающей среды и минимально — искусственной для природы, то есть своей. Адептам системы выгоды кажутся очевидными: как минимум экономятся затраты на удобрения и рабочую силу, потому что система работает сама. Если она выстроена и налажена. Для выстраивания были разработаны различные методы организации пространства, самым известным в России стал метод австрийца Зеппа Хольцера. Его можно назвать главным пропагандистом ленивого сельского хозяйства: принципы Хольцера ведут к тому, чтобы огород и сад росли сами по себе и приносили владельцу богатый урожай. Именно его идеи взяли на вооружение при проектировании «Ясно Поле». Идеи Хольцера вызывают дикий интерес у «лириков» — людей, увлеченных экологией жизни. И столь же ярое непринятие у «физиков» — людей с сельскохозяйственным образованием, агрономов. По словам Дмитрия Черепкова, основателя «Ясно Поле», несколько первых агрономов от него сбежали — такими дикими им показались задумки хозяина, вдохновленного идеей создать хозяйство, не прибегая к вспахиванию земель и использованию удобрений. С одной стороны, сложно вырастить большой урожай, не используя пестицидов и гербицидов, — незащищенные химическими препаратами растения болеют, например. С другой стороны, сторонники пермакультурного хозяйства и не заявляют в планах тонны картошки на продажу. История с «Ясно Поле» и вовсе инициатива совершенно некоммерческая — Черепков говорит, что основной бизнес приносит достаточный доход, чтобы заниматься проектами для души. Эксперимент это еще и потому, что идеи Хольцера здесь используются частично. Одним из важнейших элементов экосистемы тот считает воду, наличие собственного водоема. В «Ясно Поле» его сделали — благодаря чему, как тут говорят, изменился уровень грунтовых вод и улучшилось питание фруктовых садов, — а это позволяет экономить воду для полива. Здесь растут яблоки, груши, слива, вишня, черешня и персики. Наличие двух персиковых деревьев, вообще-то, совсем не соответствует философии пермакультуры, хотя бы потому что средняя полоса России не является нормальной средой их произрастания. Но тут рискнули, а что получится — станет ясно через несколько лет. А про голубику уже ясно — местная земля ей не подошла. «Голубика любит кислую почву, — объясняет Анатолий Николаевич Дьяченко, нынешний агроном «Ясно Поле». — У нас же нейтральный pH. Приходится подкислять естественными способами: хвойным опадом, опилками, кислым торфом, его везли аж из Дмитрова. Но посмотрите — листочки все равно красные, а должны быть зеленые. Это значит, что плохо ей, голубике, на нашей земле». Анатолий Николаевич попал в экопарк два года назад, когда огорода и сада еще не было. Был набор культур, готовых к посадке (среди которых оказались и те самые персики с голубикой). Через год он привел сюда свою жену Валентину, тоже агронома; теперь они работают вместе. Заниматься огородом им помогают еще несколько работников. Что сажать, решают здесь не агрономы, а повара. В начале сезона, ранней весной составляется список продуктов, которые нужны на кухне. В соответствии с набором и необходимым количеством овощей и зелени высаживают культуры — так, чтобы, например, салаты и огурцы были в доступе в течение всего лета. Высаживают, учитывая, что одни сорта дают урожай раньше, другие позже. Хотя, бывает, просчитываются. Так, группа вегетарианцев, приехавшая в «Ясно Поле» на неделю на ретрит с медитациями, за неделю съела месячную норму шпината. Вырастить новый, чтобы следующей группе тоже досталось любимой зелени моряка Попая, за неделю невозможно. В этом минусы природной жизни — всего приходится ждать. Анатолий Николаевич и Валентина, привыкшие работать в хозяйствах, рассчитанных на получение максимального урожая, и знающие все технологии, которые позволяют этого добиться, в экопарке применяют совсем другие методы. Например, делают биогумус (им удобряют огород), для этого даже приобрели дождевых червей «Старатель» — они помогают перерабатывать пищевые отходы. А для борьбы с болезнями и вредителями растения обрабатывают содой и йодом — не более трех раз за сезон. Сейчас на ферме выращивают разные сорта огурцов и помидоров, перцы, баклажаны, цукини и кабачки, спаржевый салат, капусту (савойскую, кольраби, брюссельскую, цветную, белокочанную, пекинскую), тыкву, кукурузу, свеклу, редьку, стручковую фасоль, патиссоны, горох, редис, шпинат, малину, смородину, клубнику, всяческую зелень и так далее. С недавних пор также и растения для фиточаев — шалфей, ромашку, иссоп. В полях собирают мать-и-мачеху, зверобой и иван-чай. В сезон на кухню еженедельно поставляются 30–40 ингредиентов. Животноводством тут пока не сильно увлекаются — есть козы, коровы, их используют для получения молока. Молоко закупают также у соседей — своего не хватает. Сейчас на ферме достраивается сыроварня, рассчитанная на переработку 4 тонн молока в день, — в будущем году здесь планируют делать свои сыры в большем объеме, чем сейчас. Но и сейчас в интернет-магазине «Ясно Поле» продают камамбер, качотту, брынзу, десертный шевр и еще несколько видов твердых сыров. Пока ферма работает только на гостей, и в этом ее единственный экономический смысл — практически всю еду в местном ресторане в сезон готовят из своих продуктов, их же продают постояльцам. Ферма пока не приносит прибыли и в комплекте с гостиницей — зато восстанавливает, как тут говорят, связь человека и земли. С утра ты видишь капусту в огороде, днем получаешь ее в тарелке. Пермакультура — отчасти сознательный отказ от достижений промышленности, но это и история про хорошо забытое старое. Мечта об идеальном мире, сельскохозяйственная утопия. Утопии вдохновляют и задают направление движения — но в большинстве случаев не выживают на практике. Может быть, «Ясно Поле» станет исключением, придя к балансу между общечеловеческим идеализмом и среднерусской реальностью.