"Руки вверх!" – предел корректности, если вас грабят
Воровать – большой грех. Воров, как правило, не любят. Презирают. Грабить – грех еще более тяжкий. Однако существует весьма многочисленная категория людей, которая почему-то окрашивает грабителей романтическим ореолом. Возводит едва ли не в герои. Неудивительно, что книги о них хорошо расходятся. А кинофильмы приносят солидные кассовые сборы. Порой доходит до парадоксов. К примеру, нескольким поколениям советских школьников в качестве образца предлагали лик человека, ограбившего Тифлисский банк и ставшего великим вождем… Между прочим, в самой криминальной среде к налетчикам отношение всегда было сдержанным. Воры здесь почитались гораздо выше. Особенно "карманники". Чтобы стать "щипачем", действительно требовался врожденный талант. Артистизм. Годами наработанная ловкость. Чего не скажешь о подавляющей массе грабителей, ни во что не ставящих даже человеческую жизнь. Как выстраивается криминальная иерархия теперь, неясно. Информация черпается из скандальных происшествий и кровавых разборок. А процессы, протекающие в глубине этого общественного среза, на поверхность почти не вылезают. К тому же, срез этот все чаще преодолевает нравственные границы и пронизывает социальные слои, ранее напрямую с ним не связанные. Судя по тому, что мелькает иногда в печати и на экранах, борьба новых и старых криминальных ценностей до конца не завершена. Однако на центральное место все настойчивей выдвигаются деньги, игравшие прежде хоть и заметную, но все-таки побочную роль. За их счет теперь в криминальный оборот вовлекаются значительные массы людей. Что ж, любая среда обычно воспроизводит в миниатюре тенденции, присущие обществу в целом. А общество, в свою очередь, старается подавать эти тенденции в выгодном для себя свете. Именно так сложился целый захватывающий жанр фильмов-боевиков, где в жестоко-сентиментальном месиве нравственный стержень повествования теряется на едва проступающем заднем плане. Даже если речь о шедеврах, как, скажем, "Крестный отец", "Однажды в Америке". Смотрятся они, безусловно, на одном дыхании. Еще бы – выдающийся актерский состав! Небывалый накал эмоций! Таковы законы этого жанра, достаточно далеко отстоящего от реальных жизненных мотивов, побуждений, порывов. Я бы его назвал окрашенным в грустно-романтические тона гимном закоренелым бандитам. Кукла-пассажир, или Как женщине за рулем уберечься от ограбленияСчастье, что мы – пока – поем его с чужого голоса. В местной художественной транскрипции, скорее всего, по инерции преобладает другой герой. Его высшее, на мой взгляд, творческое воплощение – Дата Туташхия. Отверженный, но любимый. Мужественный и благородный. А главное — абсолютно равнодушный к деньгам. Сказывается и то, что в Грузии, прежде всего, в тбилисском обществе традиционно бытовало своеобразное отношение к ворам. Которое сурово осуждалось официальными институтами. В "воровских традициях" они усматривали угрозу законам государственным. И не зря. Потому что суть этого социального феномена, к ворам прямого отношения не имеющего, упиралась в необходимость жить и решать спорные вопросы, как говорят, "по понятиям". То есть по справедливости. Официально принятые законы долгое время такой возможности людям не гарантировали. Воровство, конечно, грех. Но как моральное и правовое явление оно может иметь массу всевозможных оттенков. Менять окраску. Вор по роду занятий – это одно. Но человек может украсть, скажем, булку (пусть даже курицу), пытаясь выжить. Или попав в безвыходную ситуацию, где ему никто не помог. Он может совершить преступление в силу правовой неграмотности. Бескультурья в целом. Из жадности. По глупости… Условия бандиту, грабителю, насильнику диктуют не обстоятельства, а исключительно его личный выбор, личные склонности. Он всегда действует, опираясь на силу, ловкость, наглость, сознательно или бессознательно ставя себя над теми, кого грабит. Потому нередко получает наслаждение от беспомощности своих жертв. Становится извращенцем. Бони из известного преступного дуэта Бонни и Клайд даже написала поэму. Что не помешало ей считаться кровавой. Она воспела в стихах свое ремесло. Так что, вряд ли занялась им в результате неудачно сложившихся обстоятельств. Джон Диллинджер, грабя банки, не считал нужным скрывать свое имя. Он тягался по популярность с Аль-Капоне и хотел, чтобы все о нем знали. Надо думать, в глубине души Диллинджер считал себя героем. Петти Херст в деньгах вообще не нуждалась. Отец ее был медия-магнатом. Однако после того, как Петти похитили, девушка занялась грабежами банков. Ее арестовали. На суде хотели вывести жертвой, но, как выяснилось, во время ограблений никто из похитителей ее не сопровождал. Случалось, грабителям попадали в руки огромные суммы. Вовремя скрывшись, они могли жить дальше припеваючи. Но снова возвращались к грабежам. Сидели в тюрьмах, выходили и брались за свое. Не могли жить без стрельбы, погони, риска. Без самоутверждения и издевательств над попавшими им в руки людьми. А может еще и потому, что были очень популярны. Когда арестованного Билла Майнера везли на поезде, на станциях его встречали толпы приветливо машущих людей. Этого американского потрошителя дилижансов времен Дикого Запада даже прозвали "грабителем-джентльменом". Начинал он конокрадом, а под конец карьеры грабил поезда. Билла много раз сажали. Часто он сбегал. Но фирменным его "почерком" было на редкость уважительное обращение с жертвами. Считается, что именно он ввел в употребление выражение "Руки вверх!". Давая жертве возможность показать, что она не будет сопротивляться. А самым умным и расчетливым оказался грабитель Вилли Сатон. Отсидев все свои сроки, под старость он раскаялся и нанялся на работу консультантом… по банковской безопасности. Одна из его фраз осталась в истории. На вопрос "почему он грабит банки", Сатон лаконично ответил: "Потому что там есть деньги!". Как видите в отсутствии денег тоже есть свой плюс. Если их у вас нет, никто вас грабить не станет. Но все-таки, наверное, лучше, когда они есть. Впрочем, выбор за вами. Счастливого всем дня!