Пять предпринимателей, которые нашли идею для бизнеса в кино
1. Фильм «Человек, который изменил все» Александр Мартынов, сооснователь и генеральный директор ICEBERG Sports Analytics Окончив в России среднюю школу, я переехал в Канаду — самую «хоккейную» страну мира. Разработать автоматизированную систему спортивной аналитики я задумал еще на первом курсе университета после фильма Moneyball («Человек, который изменил все»). Это кино о молодом математике, благодаря которому самый бедный клуб в стране вырвался на лидирующие позиции чемпионата, а в бейсболе произошла революция. В то время я уже работал в сфере хоккея. Чтобы лучше понимать, чем живут хоккейные команды, я устроился аналитиком в New York Islanders — там окончательно решил разработать полностью автоматизированную систему аналитики. Из фильма взял глобальную концепцию: использовать данные в спорте, чтобы повысить эффективность экономики клубов и улучшить результаты. Все остальное мы придумывали сами: как собирать данные, что и как анализировать и так далее. За семейным ужином поделился с отцом своей идеей, и он ее сразу поддержал. На одной конференции мы познакомились с реальным прототипом главного героя и потом два часа обсуждали, далек ли фильм от реальности (оказалось, что нет). «Математиком» оказался Пол Деподеста — главный директор по стратегии клуба «Кливленд Браунс» НФЛ. Самое сложное при запуске проекта — подбор сильной команды разработчиков, плотная работа с будущими клиентами по смене парадигмы (из олдскула в XXI век) и технологические ограничения. В России самые сильные программисты, поэтому команду собирали здесь. В ноябре 2016 года альфа-версия нашей системы вышла на рынок. Ее уже внедрили более 20 хоккейных клубов, среди них: российские «Ак Барс» и «Сочи», New York Islanders из НХЛ, шведский Växjö Lakers, швейцарский HC Fribourg-Gottéron и австрийский Red Bull Salzburg. 2. Фильмы «Мулен Руж» и сериал «Отжиг» Сергей Тонков, основатель бренда St.Friday Socks Однажды я искал идею для бизнеса, которая была бы и про творчество, и про деньги. Есть несколько фильмов, из которых я всегда черпал вдохновение. Один из них — «Мулен Руж» База Лурмана. Его-то я и посмотрел накануне идеи, которая меня полностью увлекла. Идея пришла на следующее утро: ретаргетинг выдал трейлер к сериалу База Лурмана «Отжиг» про зарождение хип-хопа в Южном Бронксе. Действие происходило в 1970-х, и половина героев — и мальчики, и девочки — носили высокие носки. Этим же утром я надевал носки, и меня осенило: их носят все, и они могут быть не только украшением или приятным сувениром, но и частью образа! Творчество Лурмана стало тогда катализатором. Гольфы на героях трейлера еще будущего сериала стали той деталью, которая привела меня к вопросу: можно ли создать новый взгляд на базовый продукт? Можно ли дать ему новую жизнь? Одурманенный картинками и саундтреками «Отжига» и «Мулен Руж», я стал изучать рынок. Стало сразу понятно, что этот рынок есть только в США, Европе и Азии, а в России он совершенно отсутствует. Сложнее всего было решиться на авантюру: стоит ли начинать проект, когда продукт является лишь нишевым? Ушло несколько месяцев на исследования, поиск фокус-групп, прежде чем я решился на это занятие. Многие аналитики сходятся в том, что именно высокие белые носки с цветными полосками в 70-е стали первой ласточкой, обратившей внимание индустрии на носки в принципе. Хотя это и не совсем так, но в США в 70-е появилось множество фабрик и брендов, которые выпускали эти гольфы многомиллионными тиражами. А когда хайп вокруг полосок прошел, многие стали придумывать и изобретать тот самый «новый взгляд на базовый продукт». 3. Фильм «Generation П» Мария Кондратюк, коммуникационное бюро «Кстати» В апреле 2011 года в прокат вышла экранизация романа Виктора Пелевина «Generation П», а в августе того же года я открыла коммуникационное бюро «Кстати». Послевкусие от фильма привело меня к тому, что людей можно разделить на два типа: предпринимателей (рисковых, смелых и независимых генераторов идей) и тех, кто предпочитает стабильность, кому комфортнее работать в найме на зарплате. Фильм, конечно же, не инструкция, как открыть рекламное агентство, стать креатором и создавать слоганы для брендов. Но открыть свое дело — это большой шаг, для этого нужно обладать смелостью, амбициями и готовностью нести ответственность за команду и работу, которую выполняешь. При запуске бюро сложнее всего было обеспечить более-менее постоянную загрузку проектами. Я осознанно снизила планку своих амбиций и, исследовав рынок малого и среднего бизнеса, мы начали работать с компаниями, чьи маркетинговые бюджеты составляют до 1 млн рублей. По прошествии 6 лет пересматриваешь «Generation П» и понимаешь, что все в точку, как говорил его главный герой: «Выходишь летним утром на улицу, видишь перед собой огромный, прекрасный, спешащий куда-то мир, и вдруг мелькает в душе пронзительное чувство, что вот лежит перед тобой жизнь, и можно пойти по ней вперед без оглядки, поставить на карту самого себя и выиграть, и промчаться на белом катере по ее морям, и пролететь на белом Мерседесе по ее дорогам. И никто не посмеет назвать тебя американским словом loser». 4. Фильм «Showgirls» Лаки Ли, шоумен и владелец стриптиз-клуба GoldenGirls В конце 90-х я, успешный банкир, не мог предположить, что моя жизнь разделится ровно на «до и после» просмотра голливудского фильма «Showgirls». Тогда я понял, что мое призвание — это не банк, а сфера развлечений и клубного бизнеса. Воодушевленный стриптизом, я объездил все ведущие клубы России и Европы. Стриптиз-клубы были лишены душевности: денежные отношения вытеснили атмосферу флирта между гостями и девушками. Артистки жанра не любили профессию, а гости не относились к стриптизу как к искусству. У меня появилась мечта: открыть лучший стриптиз-клуб в мире, который будет работать по совершенно другим принципам. Я продал свою трехкомнатную квартиру, назанимал денег у друзей и в 2005-м открыл свой первый стриптиз-клуб. Никто из моих друзей-бизнесменов не верил, что кореец-тусовщик сможет перетрансформироваться в успешного продюсера клубной жизни. Также сложность возникла с подбором артисток в новый клуб. Я понимал, что к нам не придут артистки стриптиза из других заведений, поскольку просто не доверяют нам. Я решил пойти другим путем и начал привлекать людей из смежных творческих профессий: цирковые училища, танцевальные школы. Мы смогли привлечь абсолютно новое поколение артистов: у них горели глаза, они были заинтересованы в создании творческого продукта. 5. Сериал «Секс в большом городе» Лев Кассиль, «Трапеция Yota» О существовании трапеции мне рассказала сестра после просмотра очередной серии «Секса в большом городе». В одном из эпизодов Керри Бредшоу совершала головокружительные полеты в небе на набережной в Манхеттене, а ее подруги восторженно аплодировали, наблюдая с земли. Позже фото-отчеты о полетах на трапеции стали появляться в Facebook Эми Уайнхаус, Пинк, Иванки Трамп, Хлои Кардашьян, Тома Круза и других звезд. Вживую я впервые увидел трапецию во Флориде и там же совершил первый полет. Главное, что ощутил — это невероятное чувство полета, которое нельзя сравнить с чем-то еще. Плюс ко всему это оказалось хорошей физической и тренировкой на координацию и выносливость. Совершив первый полет, уже сложно остановиться, хочется летать еще и еще, изучая новые элементы и совершенствуя технику. Полет на трапеции — это также сильнейший анти-стресс — во время тренировки забываешь о проблемах и сосредоточен только на полете. Изучив рынок я понял, что подобные школы воздушной гимнастики активно открываются в США, Европе, а также в латинской Америке. Особенно в регионах с теплым климатом, так как трапеция — это outdoor-активность. В России ничего подобного не было до тех пор, пока мы в мае 2016 года открыли первую школу в Лужниках. Первый сезон оказался очень удачным. В 2017 мы открыли новую школу в Парке Горького, а также совершили тур по стране последовательно открыв трапеции в Pop Up формате в Санкт-Петербурге, Казани и Ростове-на-Дону. На самом начальном этапе в проект поверили партнеры. К нам присоединились Yota, Puma и французская сеть отелей Club Med. Проект получил название «Трапеция Yota — школа и шоу». Концепция предполагает, что в конце каждого месяца каждый студент имеет возможность принять участие в театрализованном шоу совместно с профессиональными артистами и тренерам. Оборудование закупали США и Франции. Команду отправляли на стажировку в Израиль. На позицию главного тренера был приглашен опытный эксперт из Club Med. Сейчас активно готовимся к сезону следующего года и формируем пул партнеров — в планах открытие школы в Парке Горького и туры по новым городам. Материалы по теме: Как придумать успешную бизнес-идею «Самое правильное решение в жизни!» — 7 предпринимателей, которые кардинально сменили профессию «Свой бизнес по сравнению с работой в найме – сущий ад»: 7 историй от предпринимателей Поколение «Uber for X» или идеальная модель для бизнеса Я давно решил, что в жизни нет понятия «провал проекта» – это поможет и вам