Войти в почту

Трясясь в прокуренном вагоне

Свершилось страшное – Первый канал впервые за десять лет не будет показывать 31 декабря фильм "Ирония судьбы, или С легким паром!". Земля налетела на небесную ось. Миллионы зрителей враз почувствовали себя осиротевшими. Оно, конечно, катастрофы не случилось. Просто новогодняя комедия, традиционно входящая в праздничный пакет "Мосфильма", нынче попала в трансляцию другого телеканала – "Россия —1", объяснили пиарщики Первого. И всенародно любимую историю про злоключения пьяного вдрабадан непьющего доктора Лукашина можно посмотреть на этом канале, щелкнув телепультом. Помилуйте, было бы о чем печалиться в век интернета! У многих дома вообще нет телевизора, сейчас это высший шик – жить без телевизора, но ничто не мешает миллионам постсоветских женщин (и мужчин) резать на кухне ингредиенты для салата под убаюкивающие песни про "никого не будет в доме" и про этот невозможно трогательный "вагончик". Просто прихватив на кухню смартфон. Оно, конечно, все так, но… Первый канал в массовом сознании ассоциируется с "генеральной линией партии". "Безыроничная" в кои-то веки первая кнопка невольно заставляет это самое сознание напрячься в ожидании худших бед: подрыва устоев и обрыва духовных скреп. Ведь нас лишили нашей всенародной медитации, главного ритуала года, священнодействия и маленького бытового колдовства, а также бесплатного сеанса у психотерапевта на тему "всё будет хорошо" в одном флаконе. Без этого и праздник не праздник, и мандарин не сладок, и оливье, приготовленный без идущей фоном "Иронии судьбы", сух и безблагодатен. Почему же так дорог сердцу простого и не очень простого эсэнгейца безыскусный сюжет про зарождение любви двух немолодых людей? Не потому ли, что "Ирония судьбы" — это есть ни что иное, как святочный рассказ? Фильм выстроен по всем канонам святочного рассказа: главный герой оказывается в безысходной тяжелой жизненной ситуации (да и кто бы хотел очутиться в состоянии глубокой амнезии в незнакомом городе, среди незнакомых людей, без копейки денег в кармане?), не может разрулить ее самостоятельно и ему остается уповать лишь на некие высшие силы, которые могут заступиться за нашего героя, помочь ему выбраться из тупика и более того – наградить сверх всякой меры. Святочный рассказ, он почему всегда ассоциируется с детством? Потому что следует иметь детское незамутненное сознание (как вариант – глубокое алкогольное опьянение), чтобы чудо стало возможным, чтобы оно воплотилось. Это главный критерий потребления чуда – отказ от анализа, от оценочной деятельности, от суетного человечьего ума. И чудо вроде бы происходит. Как по волшебству, герой попадает в дом одинокой прекрасной женщины Нади, которая не любит своего жениха Ипполита и за одну ночь влюбляется в главного героя. Возможно, из чувства подсознательного протеста против несносного в своей правильности Ипполита (гениальная находка сценаристов: как же его называть-то уменьшительно-ласкательно? Иппа?) То есть жизнь Жени Лукашина кардинальным образом меняется всего за несколько часов. Верим ли мы во внезапно вспыхнувшую взаимную любовь? Конечно, верим. Верим ли мы в семейное счастье хирурга Лукашина? Категорически нет. Не знаю, как вам, а мне всегда казалось символичным, что в комедийном сюжете ближе к финалу звучит это страшное стихотворение Александра Кочеткова про прокуренный вагон. Предыстория его создания известна всем, и нет нужды ее пересказывать. Странно вот что. Спасшийся благодаря интуиции любящей жены, поэт был потрясен крушением поезда, и написал не гимн жизни и надежде (что было бы логично), а довольно жуткую балладу, в которой погибает его второе "я", уехавшее на роковом поезде Сочи – Москва. И никого не защитила Вдали обещанная встреча, И никого не защитила Рука, зовущая вдали. Слепой случай равнодушно перемолол всех в "одной давильне". Судьба играет человеком, а человек играет на трубе. Нет, не будут счастливы Лукашин с Надей! Это предчувствие неблагополучия носится в морозном воздухе вместе с сумасшедшими снежинками. Не случайно режиссер сиквела Тимур Бекмамбетов, заглянувший в будущее героев, все-таки разлучил их. И зрители приняли такой исход и не протестовали. Мы знали. Мы знали, что чуда не случится. Чуда и не случилось. И все-таки. И все-таки мы смотрим и верим, что с нами-то уж все будет с точностью до наоборот. Что нам-то повезет встретить свою вторую половинку. Что уж мы не разрушим свою жизнь до основанья, а потом… Что мы будем мудры и последовательны. Что сумеем удержать любовь, если посчастливилось ее найти. Будем держать ее крепко-крепко, обеими руками, с благоговением и благодарностью вдыхая ее пряный хвойно-мандариновый аромат. Уж мы-то точно не сядем в тот поезд, который ожидает неминуемое крушение. С нами-то уж однозначно все будет хорошо. Мы своего не упустим! Ведь мы не такие. Мы — не такие…

Трясясь в прокуренном вагоне
© Sputnik Казахстан