Рецензия. Спектакль «Очарованный странник»
В Театре имени Вахтангова — премьера «Очарованного странника» по произведению Николая Лескова. Вещь эта, сложная для сценического воплощения,ставилась в России редко. Тем дороже найденное Натальей Ковалевой режиссерское решение, удивительным образом соединившее космичность темы и лаконичность формы. В подаче режиссера «Очарованный странник» становится почти библейским сюжетом о возвращении блудного сына, хотя действие по-прежнему относит нас в последнюю треть XIX века. Впрочем, человек вглядывался в тайники сердца, пытаясь ответить на вопросы, кто он и куда идет, во все века и времена. Наталья Ковалева нашла изящный ход: плывущий на корабле на Соловки pуccкий мужик Ивaн Флягин, бывший конэсер, батрак, конокрад, военный, вспоминает собственную жизнь. Люди, встречавшиеся ему на пути, являются в воспоминаниях несколько упрощенными, как это бывает в снах — то шарнирно-карикатурными, то гротескными, то написанными какой-то одной, но яркой краской, услужливо подсказанной подсознанием. По сути, Флягин в этой истории (в блестящем исполнении заслуженного артиста России Игоря Карашева) — единственный, кто предстает во всем многообразии проявлений загадочной русской души. Артист являет такой сгусток энергии, мыслей, философии, молитвенности, что порой за него становится страшно: если так рвать душу на сцене, надолго ли хватит?! Своего Флягина, как истинного представителя русского народа, он наделяет необузданностью и упрямством, состраданием и жестокостью, детской непосредственностью и азартом, способностью грешить по-черному, но и каяться до кровавого пота. Рядом мы видим голосящую горничную (Ольга Боровская), сраженную жестокостью Флягина по отношению к прожорливой кошке. Вот, словно в противовес ей, — пьянчужка-барин (Анатолий Меньщиков), доверивший трепетному Флягину свое новорожденное дитя, брошенное сбежавшей с заезжим уланом матерью. Появляется и сам карикатурно-гротескный улан (Юрий Поляк) вместе с театрально заламывающей руки Дамой (Полина Кузьминская) — той самой нерадивой матерью. Выплывают забывший совесть циничный князь (Владимир Логвинов) и страстная, обманутая им танцовщица-цыганка Груша (Ольга Боровская). А рядом — еще одна обманутая князем, светская и умная Евгения Семеновна (Полина Кузьминская). Особняком стоит образ Монаха (в ярком исполнении Олега Лопухова), которого Флягин своей юношеской шалостью невольно отправил на тот свет. Их диалоги пронизаны мудростью, философией и православным мировоззрением, самоценность которого ненавязчиво выходит на первый план. Монологи спектакля несут в себе сиюминутную ноту. Плывет корабль с очарованным странником на борту, призванным стучаться в каждую дверь, чтобы в итоге найти свою собственную. Это — самый длинный, но и самый близкий путь к себе, ведущий к совершенной красоте песни. Андрей Мерзликин: «Я бы в детство вернулся» Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!