Дюжина ножей в спину Мединского
Отечественная культура снова переживает тяжёлую утрату. Однако на этот раз заранее, авансом, потому что художественный руководитель и директор МXТ имени Чехова Олег Табаков, похоже, поправляется. Крепкий старик Розенбом со стоном «Не дождётесь!» съел две тарелки манной каши, рапортуют СМИ. А это значит, что те, кого прочат в кулуарах на пост главы объединённого (да-да, ни больше ни меньше!) МХТ – актёр и худрук Театра наций Евгений Миронов и его заместитель Роман Должанский, своей каши пока не получат. Культура при всей внешней прекраснодушности – мир хищников, которые зубами рвут друг у друга куски из глотки. Но театр, даже такой крупный и знаменитый, как МХТ (неужто и правда опять станет единым?) – это всего лишь вишенка с огромного торта российской культуры. За этот приз борьба разворачивается нешуточная. Мединский всадник всаднице Уходящий год стал, мягко говоря, не самым удачным для нынешнего министра культуры Мединского. Грандиозный скандал вокруг диссертации, всё сильнее попахивающий заказухой, истерика вокруг «Матильды» и халтурный памятник Калашникову, дело Серебренникова и «Мосфильма», предложение обложить налогом билеты в кино и конфликт с Райкиным, и прочая, и прочая... Интересно, что большинство этих скандалов и публичных обвинений ни к чему не приводят: Успенский и престарелые мультипликаторы продолжают войну с Минкультом, экспертный совет ВАК остался на месте, «Сатирикон» всё равно вошёл в перечень получателей государственных грантов, хотя зам Мединского, богослов по образованию Александр Журавский заявлял, что в театре выявлены многочисленные нарушения, которые, согласно антикоррупционному законодательству, могут привести к увольнению руководства. Однако 23 ноября опубликован указ президента, увеличивающий общий фонд грантов в области культуры и искусства с нынешних 5,3 до 8 млрд руб. с 2018 года, и кусок в этом пироге получит именно «Сатирикон» с грубым мятежником Райкиным, так сильно и прилюдно обидевшим министра. Что это? Нерешительность или недостаток власти? Но если Акела промахнулся в очередной раз, на его место метят следующие хищники. Огласите, пожалуйста, весь список За время нахождения на посту министра культуры Мединского слухи о его смещении с должности возникали неоднократно. Наталья Тимакова и Карен Шахназаров назывались преемниками еще в далеком 2012 году. Затем как о потенциальном министре заговорили о господине Капкове, но портфельное будущее не впечатлило молодого чиновника, и он благополучно избежал этой участи. В 2015 году, когда кресло под Мединским стало в очередной раз пошатываться, преемником на пост «главного по культуре» назвали Владимира Толстого. Теперь всё чаще звучит имя депутата Госдумы и председателя редакционной коллегии газеты «Культура» Елены Ямпольской. Присмотримся к потенциальным вожакам культурной стаи. Что «пробивают» и лоббируют они, решительные и непримиримые? Билет на балет Первые «попечители» российской культуры – пресс-секретарь премьера РФ Наталья Тимакова и её окружение. Своим уверенным карьерным ростом уроженка Алма-Аты также во многом обязана супругу, журналисту «кремлевского пула» Александру Будбергу, который умудрился с помощью тогдашнего главы администрации президента Александра Волошина пропихнуть 22-летнюю протеже на пост замдиректора департамента правительственной информации. Кроме политической и бизнес-активности Будберг и Тимакова окормляют культуру, занимая солидные должности в попечительских советах государственных и общественных организаций, связанных с финансовой поддержкой театров и кинопроизводства. В 2008 году паре особенно «попёрло»: Наталья Тимакова стала пресс-секретарем президента России, а пиарщик Александр Будберг занял должность председателя исполкома попечительского совета Большого театра. За шесть лет (с 2008 по 2014 год), пока он имел непосредственное отношение к главному театру страны, семейной чете удалось крайне успешно «проконтролировать» расходование бюджета, выделенного государством на ремонт Большого. В итоге госбюджет полегчал почти на 1 млрд долларов, значительная часть из которых просто исчезла. По данным официального аудита, расходы на ремонт были завышены в 16 раз. Важнейшее из искусств Если супруг Натальи Тимаковой увлекается театром и, в частности, балетом, то выпускницу философского факультета МГУ интересует преимущественно «важнейшее из искусств» – кинематограф. После перехода на работу в 2013 году в аппарат правительства Наталья Тимакова стала курировать вопросы кино и культуры и смогла вплотную заняться «поддержкой» кинематографа. Пользуясь безграничным доверием своего патрона, Дмитрия Медведева, она продавила смену руководства Фонда кино, исполнительным директором которого стал работавший в 2006–2011 годах в администрации президента Антон Малышев. С этого времени на поддержку российского кинематографа ежегодно выделяются около 3 млрд руб., которые расходуются на такие шедевры, как «Человек из будущего», «Ночные стражи», «Конёк-Горбунок», «Урфин Джюс – 2», «Елки-6» и «Елки-7». Помимо выделения средств провальным и откровенно халтурным кинопроектам Фонд кино отличился инициативой, согласно которой прокатчики обязаны будут заплатить 5 млн руб. за каждый иностранный фильм, который они показывают в России. По мнению Антона Малышева, увеличение пошлины более чем в тысячу раз благотворно скажется на российском прокате, убрав из него «некачественные» голливудские фильмы. В пользу вышеперечисленных качественных российских, очевидно. Заметим в скобках, что кадровая киночехарда продолжается: ходят слухи о том, что в Госфильмофонде может поменяться руководство. Преемником нынешнего главы Николая Бородачева называют ещё одного зама министра культуры Сергея Обрывалина. Иногда они возвращаются: Госкино Вообще в кинематографе сложилась парадоксальная ситуация: финансирование кинопроизводства в РФ осуществляет и Министерство культуры, и Фонд кино. И хотя ответственность за продукт несет Минкультуры РФ, при этом ни один представитель министерства не входит в Фонд кино. Абсурдность ситуации признают и некоторые члены попечительского совета Фонда, например, гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров, которого, кстати, тоже прочили на министерский пост. Чем же он отличился в развитии отечественной культуры за последние годы? Стремлением оживить зарытого вроде бы кадавра: в марте 2016 года Шахназаров заявил, что для развития российской киноиндустрии нужно создать аналог советского Госкино. Зачем? А для централизации денежного потока и правильной идейной направленности российского кино: «Очень странно, что у нас большая часть проектов не имеет никакого отношения к жизни: ужастики, одноразовые комедии, твари, пришельцы сплошь и рядом». При этом Шахназаров уверен, что существующая система выбора грантополучателя в Фонде безответственна. «Когда в таких случаях решения принимаются голосованием, это значит, что никто ни за что не отвечает», – сетует член попечительского совета Фонда кино. Сразу видно человека «из раньшего времени» – без Госкино в таких важных вопросах, как деньги и идеология, никак не обойтись. Толстая схема Деньги в небогатой российской культуре делаются на всём и буквально из воздуха: российский эссеист, журналист, праправнук Льва Толстого и советник президента по вопросам культуры Владимир Толстой замечен в особой тяге к фамильным ценностям. Что можно поиметь со старинной дворянской усадьбы? Да много чего, как выясняется. В 2016 году СМИ прознали о схеме, успешно реализованной на площадке музея «Ясная Поляна». Несколько млн руб. руководство музея, по совместительству потомки великого русского писателя, вывели за пределы «поляны», заключив некоторые бюджетные контракты практически без конкурсов. Структуры, принадлежащие Илье Толстому, депутату Петру Толстому и советнику президента РФ по культуре, в этот момент уже экс-директору музея «Ясная Поляна» Владимиру Толстому, на электронном аукционе выиграли несколько федеральных тендеров по организации мероприятий, бронированию гостиниц и предоставлению услуг питания, которые объявило ФБГУ «Музей усадьба Ясная Поляна». Толстой заказал, Толстые выиграли. Однако и этого мало: на днях на президентском Совете по культуре потомок Владимир озвучил ещё одну выстраданную схему – Фонд культурного развития, на который не находилось денег уже три года. Однако кризис миновал, финансирование могут и выделить, а кто тут у нас будет куратором? Правильно, Бэрримор, родственник. Не это ли предок Толстых, Лев Николаевич, назвал «плутовством, мошенничеством ума»? Цирк с попами Итак, театры, кино и дворянское наследие охвачены, на чём же кормятся другие околокультурные деятели? Цирк! Обязанности куратора цирков с 2016 года Министерство культуры РФ возложило на заместителя Мединского Александра Журавского, сменившего на этом посту другого замминистра, Григория Пирумова, арестованного по делу о многомиллионных хищениях госсредств. Журавский многогранная личность, кандидат исторических наук и кандидат богословия, инженер и в прошлом заведующий редакцией политологии. Стоит за ним серьёзна фигура: митрополит Иларион, викарий Патриарха. Помимо цирков и войны с Райкиным Журавский занимается преподаванием: читает курс «Основы государственной культурной политики», который планировался как добровольный, но в итоге студентов, конечно же, обязали посещать лекции, писать доклады и рефераты и сдавать зачеты. В списке из тем курса фигурируют, например, такие: «Культурный суверенитет: приоритет ценностей российской цивилизации по отношению к ценностям других цивилизаций»; «Сохранение единого культурного пространства как фактор национальной безопасности и территориальной целостности России». Культурные ценности и духовность защищены, детские умы окучены, глобализм не пройдёт – сомнений нет. Все чаще звучат призывы, чтобы новый глава Минкульта превратился из фигуранта скандалов в прессе в функцию, тихо и эффективно выполняя свою работу. Женская карта Так что не стоит удивляться, что на фоне этого созвездия удивительных талантов по выводу капиталов из разных сфер культуры всё чаще всплывает имя Елены Ямпольской, не замаранное в денежных скандалах. И не может ли повториться случай с «неожиданным» министром образования? Помните, в прошлом году Дмитрий Медведев внезапно произнес: «На смену Дмитрию Ливанову я предложил бы назначить женщину Ольгу Юрьевну Васильеву». Кто знает, не становится ли это модным трендом – выдвижение женщины Собчак в президенты и женщины Ямпольской в министры культуры? Кандидаты на пост главного по культуре – просто загляденье, один к одному. А учитывая тенденцию к неодолимому ухудшению ситуации по всем фронтам, не придёт ли такой момент, когда нынешний министр будет вспоминаться если не с нежностью, то хотя бы с тоской, похожей на ту, с которой поминают сегодня москвичи ненавистную некогда кепку? Ощущение, что ждать культурной развязки осталось недолго.