Где топ-менеджеры «Газпрома» зависают как дети
Музей мирового океана в Калининграде - больше чем музей, и неслучайно в списке городских достопримечательностей он всегда на первых местах, как на основании отзывов посетителей, так и авторов туристических рейтингов. Собственно, достопримечательности Калининграда, такие как Королевские и Фридрихсбургские ворота сами по себе входят в состав Музея мирового океана, но главное даже не это, а потрясающая воображение флотилия, расположенная в центре города на набережной Преголи. Набережная исторического флота располагает следующими кораблями-экспонатами: легендарное научно-исследовательское судно-музей «Витязь» (1994), подводная лодка-музей «Б-413» (2000), судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев» (2001), рыболовное судно-музей «СРТ-129» (2009). Самое интересное, что кончается эта набережная в Санкт-Петербурге, где стоит старейший в мире ледокол «Красин», также входящий во флотилию Музея мирового океана. Параллельно судам по берегу (все это в центре Калининграда) тянется не менее внушительный и разрастающийся ряд зданий, от главного корпуса с аквариумами и экспозицией «Глубина» (2015), где можно посмотреть, например, на глубоководный аппарат «Мир-1», подарки друга музея Джеймса Кэмерона, крупнейший в стране скелет кашалота (реставрацией которого занимался родной брат космонавта-калининградца Алексея Леонова - ихтиолог Борис Леонов) до Пакгауза, павильона «Куб воды» и т.д. Как и в случае с кораблями, завершается наземное пространство за пределами Калининграда, в приморском Светлогорске, в «Янтарь-Холле». Трудно даже сразу выбрать самую хитовую точку этого музея. Совершенно точно нельзя проигнорировать «Витязя» и подводную лодку. НИС «Витязь», который первоначально был немецким «Марсом» и даже вывозил в январе — апреле 1945 года беженцев из Восточной Пруссии, стал первым научно-исследовательским судном Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, в течение 18 лет был флагманом экспедиционного флота СССР. Знаменитое судно прошло 800 тысяч морских миль, измеряло максимальную глубину Марианского желоба, устанавливало мировой рекорд глубоководной якорной стоянки, в общем, научные подвиги «Витязя» можно перечислять долго. А к 90-м годам НИС «Витязь» был готов исчезнуть вместе с советским государством. И спасение «Витязя», с которого и начинался калининградский Музей мирового океана, особенно учитывая время (первая половина 90-х) - это тоже подвиг, но уже директора музея Светланы Сивковой и ее коллег. «Сначала не было ничего, кроме судна, которое передали в абсолютно раздолбанном виде, ржавое корыто. А судно легендарное, самое известное НИС 20-го века, визитная карточка отечественной науки во всем мире. Немцы сказали, что отремонтировать нереально, забудьте. И сразу попросили крупповские двигатели. Им мягко ответили: «Ребята, вы не можете, а мы сможем». В 92-м году «Витязь» отдали нам, а в 94-м оно здесь пришвартовалось», - рассказала «СП» пресс-секретарь музея Инесса Зайковская. Сейчас «Витязь» можно не только осмотреть от и до (сохранен даже неотремонтированный кусок) и узнать все о нем от экскурсоводов, но и пожить в каютах, почувствовав себя ученым из советских научно-популярных книг. Каждая каюта названа в честь писателя-мариниста. Пожить в подлодке нельзя, наверное, это и не каждому захочется - узковато. Зато можно поиграть. «На подводной лодке любят играть все, есть ролевая игра «По местам стоять, погружаемся». Испытать экзотику подводной службы хотят и взрослые, топ-менеджеры «Газпрома» как-то зависли как дети. Наша подлодка сохранена в первозданном виде, в каком она несла службу. Наша подлодка входит в топ-10 самых посещаемых объектов России», - рассказала нам Инесса Зайковская. Музею мирового океана, как наиболее активной организации Калининграда, предоставили экспозиционные площади театра эстрады «Янтарь-холл» (Светлогорск) и теперь там располагается Морской выставочный центр. С 2016 года в Светлогорске можно посетить выставку «Люди моря», которая представляет собой уникальную коллекцию, предоставленную музею для экспонирования меценатом Владимиром Щербаковым (владельцем калининградской автосборочной компании «Автотор»). 3000 кв. м. выставочных площадей переносят в Индонезию, Индию и Китай.