Итоги 2017 года: культура
Музыка года: русский рэп Главный музыкальный жанр. В 2016-м под треки Оксимирона иСкриптонита кайфовали передовые модники и админы лучших фэшн-пабликов, в этом году читку оценили интеллектуалы уровня Дмитрия Быкова и организаторы премии «Золотой граммофон» – Баста номинирован наравне с Валерием Меладзе. Рэп-сцена страны, что интересно, заметно помолодела: новым героям (Хаски, Pharaoh, Face) не больше двадцати с хвостиком – а они уже выступают на крупномасштабных фестивалях, угорают в эфире «Вечернего Урганта» и философствуют у Дудя. Любопытно, что у каждого большого рэпера теперь имеется свое амплуа: Хаски – городской поэт, Фараон с Фэйсом – донжуаны-нигилисты, а старший их собрат Оксимирон – почти культур-трегер и слегка культуролог. Жанр года: рэп-баттлы SNC проникся темой еще в прошлом году, но, положа руку на сердце, даже мы не ожидали подобной взрывной волны. Тина Канделаки, Андрей Малахов и еще 30 миллионов россиян попроще посмотрели и обсудили столкновение Оксимирона и Славы КПСС. Не устояли даже федеральные каналы: в сентябрьском выпуске программы «Время» после новостей о Путине пошел разбор сражения. Надоело обсуждать Славу – принялись чесать языками о международной разборке Окси с американским MC Dizaster. А потом еще и сам Мирон подкинул инфоповод: исполнитель отчитал ТВ-3 за попытку «навариться» на трансляции его баттла. Закрытие года: Кирилл Серебренников Весной грянул гром: в «Гоголь-центр» вломились мужчины в масках. Посланцы прокуратуры забрали документацию по проекту «Седьмой студии» (театральной компании Кирилла Семеновича). Повод – Серебренников и его приспешники, мол, странно распределили госбюджеты, выделенные на спектакль «Сон в летнюю ночь». Постановки, по мнению людей в форме, и вовсе не было (была – у редакции даже сохранился билет – Прим. SNC). Всех собак повесили на главбуха и директора «Седьмой студии» и самого Серебренникова. В недоумении ждем окончания процесса. Отмена года: «Нуреев» Билеты на балет Кирилла Серебренникова в Большом театре разлетелись похлеще контрамарок на рождественский «Щелкунчик». Но вот же: за пару дней до премьеры постановку «Нуреева» отменили. Официальная причина: неготовность спектакля. Неофициальных больше, чем танцовщиц в кордебалете. Тут и фокус на гомосексуальности главного героя (в центре истории – роман с датским танцовщиком Эриком Бруном), и скандал вокруг Серебренникова (см. ниже). Директор Большого Владимир Урин божится, что «Нурееву» быть в 2018 году, но что-то слабо верится. Пока что вместо «Нуреева» в Большом дали скучного и привычного «Дон Кихота». Непонятки года: «Твин Пикс» На 21 мая канал Showtime назначил старт «нового Линча». Третью часть истории о приключениях агента Купера и его самобытных друзей люди ждали почти 30 лет – первые два сезона вышли в 1990-м. День Х настал, люди прильнули к голубым экранам и… не очень весело офонарели. Линч выдал нечто настолько особенное, что даже годами проверенные фанаты телеэпопеи не поняли, что это за дичь. «Да он поехавший» и «я умываю руки» – вот основные выводы и посылы зрителей 1–4-й серий. Конечно, нашлись и у нового сезона обожатели – и все же оказались они в явном меньшинстве. До финального 18-го эпизода додержались лишь самые стойкие оригиналы, а гам вокруг выдуманного городка под Сиэтлом решительно стих. Ставка на раздвоившегося (растроившегося?) Купера, группу Chromatics и перезревшую Лору Палмер не сыграла. Фиаско года: Юрий Быков Славу (и лайки в кругу леволиберальной общественности) Быкову принесли грустные и прекрасные ленты «Майор», «Дурак», «Жить» – в них кинохудожник дотошно исследовал будни и редкие праздники маленького человека. Вот же удивились поклонники, когда Быков в 2017-м выдал сериал «Спящие» – пересказ фантазий Сергея Минаева об агентах ЦРУ, планировавших революцию в России. Прочитав пару критических отзывов, Юрий Анатольевич вдруг застыдился, самоликвидировался из фейсбука и заявил об уходе из кино. Терзание года: Алексей Учитель Полагаем, режиссер не один раз пожалел, что взялся за историю про шуры-муры Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Сперва все было хорошо: помощь Министерства культуры, одобрительный кивок Владимира Мединского... Но пришла беда, откуда не ждали: Наталья Поклонская, даже не посмотрев фильм, накинулась на Алексея Ефимовича с обвинениями в оскорблении чувств верующих. Ну а дальше полетели бутылки с зажигательной смесью и угрозы в адрес кинотеатров. В очередной раз в России победила ненависть. Актер года: Александр Петров Главный туз продюсерской компании «Среда» Александра Цекало вышагивает по главным экранам страны. Петров сделал рейтинги ТНТ со вторым сезоном «Полицейского с Рублевки», собрал кассу с «Притяжением» Федора Бондарчука и «Гоголем». SNC лично видел, как голубоглазого сердцееда атакуют люди с лучами любви – по улице ему уже нереально пройти без десятка селфи и дюжины автографов. Выставка года: Такаси Мураками в «Гараже» «Будет ласковый дождь» – так называется ретроспектива улыбчивого японца в главном музее совриска в РФ. Организаторы привезли самые знаковые работы, а также соорудили прямо на месте уютную мастерскую, где посетители могут понаблюдать за работающим Такаси. Критик года: Роман Волобуев Роман Олегович уже давно переквалифицировался из критика в кино-режиссеры, но в этом году неожиданно вспомнил прошлое. И вынес жесткий вердикт своему же второму фильму «Блокбастер» – роуд-муви с Анной Чиповской и Светланой Устиновой. Продюсерская версия, заверенная Ильей Стюартом, якобы так возмутила Волобуева, что он прямо на сцене «Кинотавра» вычеркнул свое имя из титров. И правильно сделал: картина все равно провалилась в прокате. Опубликовано в журнале SNC №103 – декабрь/январь 2017.