Ещё
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Человек-Паук: Вдали от дома
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Унесённые призраками
Мультфильм, Приключение, Аниме
Купить билет
Анна
Боевик, Триллер
Купить билет
История игрушек 4
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Солнцестояние
Детектив, Ужасы, Драма
Купить билет
Проклятие Аннабель 3
Триллер, Ужасы
Купить билет
Собачья жизнь 2
Приключение, Трагикомедия, Семейный
Купить билет
Паразиты
Триллер, Трагикомедия
Купить билет
Мёртвые не умирают
Фэнтези, Комедия, Ужасы
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Искусство обмана
Боевик, Приключение, Триллер
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Норм и несокрушимые: Большое Путешествие
Мультфильм, Приключение, Фантастика
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Соблазн
Триллер, Драма
Купить билет
Али, рули!
Боевик, Комедия
Купить билет
Код Гиас: Лелуш Воскресший
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Красавчик со стажем
Комедия
Купить билет

Мастерица из Рузаевки сохраняет традиции национального мордовского искусства 

Фото: ТАСС
Мордовское народное искусство уникально и не похоже ни на русское, ни на татарское, хотя на протяжении столетия развивалось вместе с ними. Особое место в нем занимает национальный костюм — этнограф и историк Иван Смирнов сравнивал его оформление с верхней одеждой византийских императоров.
Традиции мордовской вышивки, которые столетиями передавались в деревнях от матери к дочери, продолжает Светлана Сараева — одна из известных мастеров мордовского декоративно-прикладного искусства. Им она занимается уже более 30 лет, а ее работы, не раз удостаивавшиеся наград, представлены в музеях Мордовии и на выставках по всей России. Светлана Сараева живет в Рузаевке — втором по величине после Саранска городе Мордовии — и преподает в детской художественной школе. «Любительница лошадей»
Сама Светлана считает, что ее интерес к искусству начался с лошадей.
"Я с детства очень любила рисовать лошадей. В селе Болдово, откуда я родом, их держали как тягловую рабочую силу, вместо машин. И до того они поразили меня своей красотой… Кстати, мое отчество — Филипповна, а на греческом Филипп означает «любитель лошадей», — рассказывает она.
Когда Света была маленькой, пионервожатая, увидев ее рисунки, взяла с девочки обещание поступить в художественную школу. И Светлана слово сдержала — училась на отделении живописи. Прикладного направления не было — его Сараева откроет позже сама, когда в 1988 году вернется преподавать в родную школу.
Поступив в Саранское художественное училище, Сараева заинтересовалась мордовской вышивкой и народным костюмом — ее вдохновили работы студентов, занимающихся декоративно-прикладным искусством.
"Я помню, мама вышивала рушники, скатерти, все мелкие вещи раньше расшивали. Купить что-то подобное было невозможно, поэтому в деревнях все делали своими руками. У меня три сестры, и мы всегда сами старались шить и вязать себе. Поэтому вышивка изначальна была мне близка", — вспоминает Светлана.
Дипломной работой будущей мастерицы стал мокшанский костюм. Уже после окончания училища, в 1988 году, она создавала костюм для известного мордовского фольклорного ансамбля «Келу».
"Древняя письменность"
Мордовская вышивка — занятие трудоемкое. Даже сейчас, будучи мастером, на вышивку одного полотенца в национальном стиле Сараева тратит около года.
"Я, конечно, не спешу — занимаюсь этим вечером или в свой выходной, а потом неделю могу вообще не подходить. Но даже если не отрываться, сидеть с утра до ночи за этой работой, то все равно только на одно полотенце уйдет примерно месяц", — рассказывает собеседница.
Над вышивкой Светлана работает в перерывах между занятиями в художественной школе, где она возглавляет декоративно-прикладное отделение.
Национальная мордовская вышивка идет не по контуру рисунка, а по счету нитей ткани. По словам мастера, это чем-то похоже на работу архитектора: нити, как кирпичики в здании, создают сложный геометрический рисунок.
Все орнаменты, которые Светлана Сараева использует при создании своих работ, — аутентичные. Она берет их либо из классических работ финского этнографа Акселя Олая Гейкеля, который составил самое детальное описание мордовского костюма и его элементов, либо копируя орнаменты с той вышивки, которую до сих пор можно найти в мордовских деревнях.
"Например, бабушка в одном из сел отдала старую рубаху, я сделала с нее эскиз и вернула обратно — ведь в этой рубахе ее потом хоронить будут", — рассказывает Светлана.
Единственное, с чем она экспериментирует в своих работах, — это композиция и немного цвет: разбавляет основной для мордовской вышивки красно-кирпичный оттенок вкраплениями других. Это делает традиционные вещи чуть современнее, так их легче вписать в интерьер дома.
Изменять сам орнамент художник не имеет права, так как в мордовской культуре он несет определенный смысл. Треугольный знак, например, может обозначать гору, зигзагообразный — воду или молнию, квадрат может быть символом дома.
"Это своего рода древняя письменность. Как я могу что-то здесь менять?" — объясняет Светлана.
Костюм-"книга"
Национальный костюм — одно из достижений мордовской народной культуры. По словам Светланы Сараевой, на протяжении многих столетий мордовский костюм, прежде всего женский, был своего рода «книгой» — по нему можно было многое узнать о хозяйке.
"Девочка в 14 лет начинала вышивать костюм к свадьбе, потом в нем выходила замуж. По мере того как менялась ее жизнь, рождались дети, к костюму добавлялись новые элементы: вышивка, украшения. Сейчас это трудно сделать, но раньше можно было понять, богатая или бедная девушка, замужем или нет, сколько у нее детей, хорошо ли она живет", — рассказывает Сараева.
Многие детали мордовского костюма выполняли также функцию оберега. Вышивка с защитными символами располагалась на шее, груди, подоле. Бедренную область закрывало, как правило, украшение пулай — массивный пояс, в изготовлении которого иногда использовали кору деревьев, на коленях носили специальные наколенники. Замужние девушки прятали волосы под платок или специальный головной убор. Вместе с украшениями (ими, как правило, служили монеты) такой праздничный костюм мог весить несколько килограммов.
У представителей этнических групп мордвы — мокши и эрзи — костюмы не похожи друг на друга.
"И не только в костюмах, у них есть отличия и в языке, и даже в характере. Сама я метиска: моя мама наполовину русская, наполовину эрзя, а отец — мокша. Поэтому мне легко заниматься и русской вышивкой, и мокшанской, и эрзянской", — говорит Светлана.
Костюмы отличаются даже у жителей соседних районов Мордовии. Например, для Рузаевского района характерен передник с рукавами и головной платок, особый орнамент. «В эрзянских костюмах большая полоса вышивки идет посередине, а еще несколько полос по бокам; в мокшанских — середина пустая, ее закрывали либо передником, либо украшениями, а вышивка шла на подоле», — рассказывает Сараева.
В семейной жизни пригодится
Помимо костюмов и полотенец Светлана вышивает столешницы, панно, куклы и даже чехлы для сотовых телефонов, украшенные мордовским орнаментом. Изначально большая часть изделий предназначается для выставочных залов, что-то идет на продажу.
Художница признается: для собственного удовольствия она продолжает рисовать — несколько работ пастелью с изображением тех самых лошадей, когда-то вдохновивших ее на творчество, висят у нее дома.
Декоративно-прикладное отделение в детской художественной школе Сараева возглавляет с 1988 года. Поначалу детей туда набирали с трудом, сейчас в двух группах у Светланы 20 учеников.
"Для Рузаевки этого достаточно. Интерес к народному прикладному искусству сохраняется, но сейчас сложно привлечь детей, чтобы сделать что-то руками. Хотя для девочек, например, это всегда хорошо — шить, плести из бисера. Мало ли что в семейной жизни пригодится", — говорит она.
Александр Поляков
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео