От KISS до Daft Punk: 13 групп и музыкантов, которые скрывают свои лица
«Машина времени» еще в семидесятые пела: «И в радости праздной, и в горькой беде пусть каждый из вас будет верен себе. Носите маски, носите маски, лишь только под маской ты сможешь остаться собой!» Андрей Макаревич имел в виду нечто философское, однако в мире музыки довольно много групп и музыкантов, скрывающих лицо под маской. Вспомним самых заметных и выясним, как они выглядят на самом деле. Источник: soyuz.ru Вероятно, самый знаменитый рок-коллектив, сделавший грим неотъемлемой частью своего шоу. Вдохновившись комиксами и фильмами ужасов, а также, вероятно, стилистикой звезды шок-рока Элиса Купера, музыканты придумали себе образы, великолепно дополняющие друг друга на сцене. Бас-гитарист Джин Симмонс стал «демоном», певец Пол Стэнли остановился на маске «звездное дитя», гитарист Эйс Фрэйли превратился в «инопланетянина», а барабанщик Питер Крисс стал «котом». С тех пор состав несколько раз менялся, а вслед за ним менялись и маски: новый гитарист Винни Винсент примерил маску «воина Анха», а ударник Эрик Карр стал «лисом». В 80-е музыканты вовсе отказались от грима, заявив, будто выросли из своих масок, однако в конце концов вернулись к прежнему имиджу, без которого их воспринимали и воспринимают с трудом. Да и возраст, который, увы, все чаще дает о себе знать, куда проще спрятать за гримом. King Diamond Ким Бендикс Петерсен, больше известный как Кинг Даймонд, всегда интересовался оккультными науками и даже называл себя «сатанистом на 1000000%», поэтому нет ничего удивительного в том, что оккультно-сатанинский имидж сопутствовал ему и на сцене. Вдохновленный своим любимым Элисом Купером и все тем же Джином Симмонсом из KISS, Кинг придумал себе сценическую маску, в центре которой — перевернутый сатанинский крест. А позже в арсенале Кинга появилась черная накидка, куча различных оккультных символов и микрофонная «стойка» — крест из двух человеческих костей. Кинг Даймонд без грима с пластинкой Abigail 1987 года. Все это было с восторгом встречено публикой, однако еще через семь лет Кингу пришлось пройти через разбирательство, связанное с якобы плагиатом сценического образа. «Все началось с письма от одного нью-йоркского адвоката, — рассказывает Кинг Даймонд. — Там говорилось, что мой грим очень уж похож на бывший симмонсовский и что я должен изменить его. В письме даже было сказано, что я копирую на сцене Джина Симмонса и, вообще, King Diamond все свое шоу содрали у KISS! Самое интересное, что придумал-то этот грим я далеко не вчера! По-моему, этот парень решил просто сделать себе рекламу, а заодно и подзаработать деньжат». Судебное разбирательство Кинг Даймонд выиграл, однако от прежней маски, запечатленной на обложке мини-альбома The Dark Sides, решил избавиться, усложнив ее. Кинг Даймонд в «новом» гриме. «Новый грим выглядит намного агрессивнее прежнего, — говорит сам Даймонд. — Старый был скорее стилизацией, в то время как этот располагает гораздо большими возможностями, потому что он асимметричен. Теперь мое лицо выглядит по-разному слева и справа. Это позволяет лучше выразить настроение». The Residents Если KISS и Кинг Даймонд были таинственны на сцене, но никогда не скрывали своих имен в обыденной жизни, то отличительной особенностью The Residents всегда была полная анонимность его участников, скрывавшихся под масками в виде глазных яблок. Имена музыкантов также скрываются, известны только их псевдонимы: Мистер Синий Глаз, Мистер Зеленый Глаз, Мистер Красный Глаз и Мистер Череп — в соответствии с головными уборами, ставшими фирменным знаком. Уникальный кадр: The Residents сняли свои маски. При этом время от времени псевдонимы менялись. Так, например, в ходе мирового тура 2010 года Talking Light у музыкантов появились якобы настоящие имена: Рэнди, Чак и Боб. Бывший четвертый участник группы по имени Карлос, как сообщалось, «устал от рок-н-ролла и уехал в Мексику ухаживать за своей мамой». Тем не менее о личности «резидентов» фанатам остается гадать уже на протяжении 45 лет. Daft Punk Сегодня группу Daft Punk просто невозможно представить себе без их знаменитых шлемов: хотя Тома Бангальте и Ги-Мануэль де Омем-Кристо никогда не скрывали собственных имен, еще во времена дебютного альбома Homework дуэт надевал скрывающие внешность маски, а фотографии для прессы искажались цифровым путем. Тома Бангальте и Ги-Мануэль де Омем-Кристо, или просто Daft Punk. Позже, с ростом популярности, музыканты стали выступать в образе роботов, используя замысловатые шлемы с подсветкой, а также перчатки с металлическими пальцами. Именно в этом виде они проводят фотосессии, интервью, живые выступления и появляются в клипах. Такая анонимность великолепно сочетается с электронной музыкой и футуристической эстетикой, для которой по большому счету не имеют значения ни имя, ни внешность. Певица Сиа (она же Сиа Кейт Изобель Ферлер) известна тем, что на своих выступлениях и других мероприятиях всегда появляется в парике, закрывающем ее лицо, — обычно это копна высветленных волос, перевязанная черной лентой. На шоу Эллен Дедженерес Сиа объяснила, что подобная анонимность помогает ей оставаться неузнаваемой в повседневной жизни, спокойно ходить по магазинам и заниматься другими делами. Вероятно, это все же лукавство — подобные образы чаще всего являются частью имиджа, а в интернете можно без труда найти фотографии Сии «в натуральном виде». Gorillaz Создатели Gorillaz Деймон Албарн и Джейми Хьюлетт встретились в 1990 году, когда поклонник работ Хьюлетта Грэм Коксон попросил его взять интервью у Blur. В 1997 году Албарн и Хьюлетт жили в одной квартире на Уэстборн Гроув и однажды, насмотревшись MTV, загорелись идеей создания полноценной виртуальной группы. «Слишком долго смотреть MTV — это черт знает что, в этом нет никакого смысла. Так что у нас появилась идея создания анимационной группы; чего-то такого, что было бы отражением этого процесса», — говорил Хьюлетт. Деймон Албарн и Джейми Хьюлетт со своим «отпрыском». В отличие от реальной жизни, в которой в группу входят ставший мультиинструменталистом Дэймон Албарн и отвечающий за спецэффекты Хьюлетт, придуманная ими группа состоит из четырех анимационных участников: 2D (вокал, клавишные), Мердока Никкалса (бас-гитара, драм-машина), Нудл (гитара, мелодика, вокал) и Рассела Хоббса (ударные, перкуссия). Вымышленная вселенная, в которой живут герои, демонстрируется на веб-сайте и в музыкальных видео группы: частью вселенной стали также короткометражные мультфильмы. Идея анимационного проекта пришлась слушателям по вкусу: дебютный альбом разошелся тиражом в семь миллионов копий, а коллектив попал в Книгу рекордов Гиннесса как «Самая успешная виртуальная группа». Гитарист Buckethead и его знаменитое ведро KFC Гитарист и автор песен Брайан Патрик Кэрролл, известный как Бакетхэд («Ведроголовый») скрывает лицо под белой театральной маской и носит на голове ведро: сперва это было ведро из-под продуктов фирмы KFC с надписью «Похороны», а сейчас — белое ведро без надписей. Столь экстравагантный имидж является частью легенды: сам Бакетхэд говорит, что его воспитали курицы, а его миссия — «предупредить людей во всем мире о курином холокосте в фастфудах по всей планете». Увы, подобные «закидоны» не только придают таинственности, но и осложняют жизнь. Гитарист Buckethead без ведра (справа). «Мы встретились, и я предложил ему сотрудничество, но только если он выкинет это чертово ведро, — вспоминает Оззи Осборн, предлагавший Бакетхэду присоединиться к его группе на фестивале Ozzfest. — Я вернулся позже, а у него на голове такой зеленый вязаный шлем! Я ему говорю: «Ну ладно, просто будь собой». Он сказал мне, что его зовут Брайан, а я ответил, что теперь буду звать его по имени. А он в ответ: «Никто, кроме моей матери, не зовет меня Брайан», и я тут говорю: «Тогда представим, что я твоя мама!» Я даже из комнаты не вышел, а с этим парнем уже приходится мутить какие-то игры разума!». Понятно, что многообещающее сотрудничество так и не состоялось. Все началось с того, что певец Дэйв Броки и его однокурсники по Вирджинскому университету, которым надоело снимать любительские фильмы ужасов, придумали легенду в духе Лавкрафта о древних монстрах из космоса, которые атакуют Землю, разрушая Америку и другие страны. Название группы происходит от вопля ярости — «GWAAAARGH!!!». Музыканты взяли псевдонимы и начали выступать в масках из латекса и костюмах монстров, с оружием в руках и в декорациях в духе любимых ими треш-ужастиков. Дэйв Броки готовится к выходу на сцену. Как и у других уважающих себя команд, имидж GWAR продуман до мелочей: при смене составов новые участники должны брать старые имена и старые маски, чтобы поддерживать концепцию. Помимо музыкантов, в представлениях участвует множество статистов в костюмах, некоторые из коих также играют постоянных персонажей. На концертах активно «убивают» политиков, поп-звезд и других знаменитостей, активно используя бутафорскую кровь. А в текстах, помимо иронического «хоррора», авторы нередко высказывают презрение к тем же политикам и обществу в целом. Lordi Соперниками GWAR на сцене стала финская англоязычная группа Lordi: все тот же Дэйв Броки нередко называл Lordi «детской версией GWAR». На сцене во время их выступлений появляются зомби и монстры, участники задействуют бензопилы, мечи, черепа, лидер группы Мистер Лорди носит двуглавый топор, а неотъемлемой частью концертов являются яркие пиротехническими шоу. Естественно, не обходится и без грима: перед каждым концертом музыканты гримируются более часа! Вероятно, именно яркий, хоть и не вполне оригинальный имидж вкупе с неоднократно проверенным стилем хард-энд-хэви и обеспечил группе участие и победу в конкурсе «Евровидение» в 2006 году. Slipknot Идея носить маски пришла в голову перкуссионисту группы Шону Крэхану, который однажды пришел на репетицию в маске клоуна. Парни посмеялись, но уже через некоторое время сами начали выступать в масках. В начале участники группы желали оставаться загадочными, не раскрывая своих лиц, и даже на интервью и на встречах с фанатами оставались в масках (или еще как-то скрывали свои лица). Помимо реальных имен участники группы известны также под номерами от 0 до 8. Slipknot в своей униформе. «Мы никогда не надевали маски, чтобы привлечь внимание зрителей; мы делаем это для того, чтобы показать: наши личности не важны, просто слушайте музыку! Вообще-то нам наплевать, носить их или нет, но все к ним уже так привыкли, что чувствуют себя без них неуютно», — говорил в интервью Шон Крэйен. Slipknot сняли маски, чтобы почтить память своего умершего басиста Пола Грея. «Маска, которую я ношу, отражает все то дерьмо внутри меня, которое я ненавижу. Вдобавок к этому она причиняет жуткую боль, и эта боль помогает мне выкладываться на максимум», — вторил вокалист Кори Тейлор. А с 1997 года группа отказалась надевать обычную одежду на концертах и перешла на «униформу» — рабочие комбинезоны, которые придумал все тот же Шон. И эти комбинезоны видоизменялись с выходом каждого альбома. «Мы лишь стремились быть уверенными в том, что наша удобная и эффектная одежда не выглядит повседневной, мы просто обязаны были что-то придумать, потому что мы — Slipknot», — говорит Крэхан. Hollywood Undead Как и другие герои этой подборки, рэп-металлисты Hollywood Undead носят разработанные ими маски во время концертов, надевая их также во время фотосессий и некоторых интервью. Первые их маски, которые «засветились» в первом клипе на песню «No.5» были достаточно примитивными, но перед выходом дебютного альбома Swan Songs были доработаны и cтали более сложными и продуманными. У каждой маски появилась еще одна версия — вокальная, с вырезом для рта, а на живых выступлениях группа стала снимать маски после нескольких первых песен. Позже на масках нескольких участников группы появились светящиеся элементы, а гитарист Чарли Син заявил, что группа будет менять маски с выходом каждого нового альбома. В любом случае, группа проявляет немало фантазии: среди их придумок — рты, заткнутые окровавленными долларами, выжженные глаза, узоры из бабочек, а также маски, одна сторона которых улыбается, а вторая злится. Insane Clown Posse Джозеф Брюс и Джозеф Утcлер, составившие американский рэп-дуэт Insane Clown Posse, выступают в образе клоунов-убийц и, в отличие от других рэпперов, предпочитают петь о сверхъестественных силах и ужасах — этакий рэп-вариант Стивена Кинга. Песни и альбомы ICP посвящены мифологии Темного Карнавала — загробной жизни осужденных за насилие, ненависть и сексуальные домогательства. Естественно, маски и грим великолепно вписываются в подобную тематику, усиливая эффект от шоу. Упомянутые альбомы, получившие название «карты Джокера», часто подвергаются критике. Insane Clown Posse (Джозеф Брюс и Джозеф Утслер) без грима. Тем не менее группе удалось стать культовой: их поклонники, которые называют себя Джаггало, также активно расписывают лица и ценят продукты, упоминающиеся в песнях дуэта, вроде безалкогольного напитка Faygo. Так что армия людей, готовых платить денежки за то, чтобы их как следует напугали, продолжает расти. Deadmau5 Однажды молодой электронщик Джоэль Томас Циммерманн заменял видеокарту в своем компьютере и обнаружил в нем мертвую мышь. Сообщив об этом в чате, он стал известен как «тот парень с мертвой мышью» (that dead mouse guy). Данную ему кличку он сократил сначала до dead Mouse, а потом до deadmau5. Продолжая мышиную тему, со временем диджей стал носить маску в виде головы мыши, что едва не вышло ему боком: в 2014 году компания Уолта Диснея подала на Джоэля в суд из-за схожести маски с головой Микки Мауса. Впрочем, вопрос решили полюбовно, а сам музыкант отнюдь не придает вопросам имиджа такое уж большое значение: «Я надеюсь, что люди любят меня не только за имидж, но и за то, что я пишу хорошую музыку. А еще мне кажется, когда я снимаю «голову», я становлюсь более искренним. Тем, кто хочет последовать его примеру и выступать в маске или костюме, он рекомендует следить за тем, чтобы костюм хорошо пропускал воздух. «В нарядах такого рода ну очень жарко», — смеется Дэдмаус. Джоэль Томас Циммерманн и его фирменный шлем.