Войти в почту

Царский павильон являлся законодателем архитектурной моды

В окружении высотных новостроек современного жилкомплекса, рядом с Третьим транспортным кольцом, стоит весьма примечательное здание, напоминающее скорее древнерусский терем. Постройка конца XIX века — единственный сохранившийся Царский павильон Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки, ставший в свое время прорывом архитектурной идеи. Несмотря на грандиозность и большой размах торгово-промышленной и художественной выставки, лишь Царский павильон был спроектирован как капитальная образцово-показательная конструкция, призванная показать всем и каждому державную мощь России. Все остальные постройки, общее число которых доходило до сотни, представляли собой сборно-разборные конструкции. Центральный павильон, например, был демонтирован почти сразу и позже использовался в Нижнем Новгороде на следующей Всероссийской выставке. — Мало кому известно, что это здание строилось исключительно и лично для царской семьи и новокоронованного правителя Александра III, — рассказывает москвовед Александр Усольцев. — А потому особенно важен выбранный архитекторами стиль. Александр III вошел в историю как самый «русский» из всех правивших императоров: ходил с бородой, любил порыбачить, руками гнул кочерги и монеты. Так и стиль Царского павильона не просто псевдорусский, отсылающий к античности и Византии, как было принято раньше. Его оформление стилизовано скорее под старинные терема. По словам москвоведа, такой стиль был выбран еще до того, как резьба и богатая лепнина вошли в моду. Похожие постройки возводились лишь под конец XIX и в начале XX столетия. — Но со стопроцентной уверенностью можно заявить, что именно Царский павильон положил начало широкому распространению такого стиля, — утверждает Усольцев. — Что называется, где царь-батюшка живет, так себе и вся знать строит. Здание и на вкус купечества повлияло существенно. Ведь именно по образу и подобию этого павильона чуть позже был построен ГУМ на Красной площади — ныне одно из главных мест города. Доподлинно известно, что запланированная на 1881 год Всероссийская торгово-промышленная и художественная выставка несколько раз переносилась из-за гибели императора Александра II и сопутствующих обстоятельств. В итоге окончательная дата была приурочена к коронации его наследника. А потому строительство столь масштабного павильона с тщательным выбором деталей и конструкций, по мнению москвоведа, было призвано продемонстрировать направление государственной политики на ближайшие 15 лет: некий державный стиль. — Особняк возвели буквально за один год, — добавляет Усольцев. — Декорировали богатой лепниной и оштукатуренным кирпичом, добавили имитацию древнерусской резьбы и резные наличники. Постройка поистине эпохальная, ведь это возвращение к истокам, к деревянному зодчеству Древней Руси. Сейчас Царский павильон арендует один из элитных столичных ресторанов. К сожалению, несмотря на столь высоко заданную планку, удержать позицию новатора и первопроходца в области архитектуры зданию не удалось. До наших дней Царский павильон дошел в неизменном виде, полностью сохранились и характерное оформление фасадов, и богатое убранство внутренних помещений. Но привлекательной в XX веке постройка казалась лишь состоятельным рестораторам, жаждущим привлечь охочих до старинной роскоши клиентов. — И все же, не будь этого павильона, неизвестно, в каком направлении пошло бы развитие российской архитектуры, — добавляет москвовед. — Что-то всегда должно быть первым в своем роде, законодателем моды. Эту роль и сыграл в свое время Царский павильон. СПРАВКА Царский павильон Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки был построен в 1882 году. Организация самой выставки отличалась невиданным ранее размахом. Она занимала территорию 30 гектаров и насчитывала около 80 различных сооружений. Окончательный проект экспозиционной площади был разработан московскими архитекторами Александром Каминским и Августом Вебером. Однако участие в планировке принимали десятки других зодчих. На выставке представлялись важнейшие достижения той эпохи. Царский павильон был предназначен специально для «отдохновения высочайших особ» и закрыт для посторонних. Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

Царский павильон являлся законодателем архитектурной моды
© Вечерняя Москва