Войти в почту

Дитя и жертва рок-революции: лучшая белая блюз-вумен Дженис Джоплин

Дженис Джоплин, одной из лучших исполнительниц блюза в истории жанра, не дожившей и до 30, могло бы 19 января исполниться 75 лет. Всеволод Баронин — о жизни и героиновом шике рок-дивы 60-х. Когда большая и свободная страна только учится играть рок-музыку, жертвы в рядах артистов, к сожалению, неизбежны. Имя безвременно доведшей себя до смерти Дженис Джоплин, ставшей одним из скоротечных символов американского рок-бума третьей волны, столь известно в мире, что она в каком-то смысле куда больший символ того периода в музыке, чем разделившие с ней участие в "клубе 27" Джими Хендрикс и лидер The Doors Джим Моррисон. Наркотические скандалы еще до начала музыкальной карьеры, краткий триумф, связанный с выступлениями на знаковых для той эпохи рок-фестивалях, два прижизненных альбома и смерть от героинового передоза. Кажется, что это еще одна стандартная карьера рок-звезды в соответствующую эпоху. Так-то оно так, да только эпоха была очень нестандартной. В нашей стране имя Дженис и вовсе преподносилось публике со смесью осуждения и восхищения во всевозможных газетных материалах коммунистической эры и еще в неумной книжке "Музыка бунта". Вот, дескать, была такая талантливая певица, а буржуазный шоу-бизнес довел ее до смерти. Правда кроется вот в чем: родившаяся 19 января 1943 года в техасском Порт-Артуре Дженис Лин Джоплин (Janis Lyn Joplin) с юных лет была, мягко говоря, неудобной личностью. Понятно, что затравленного в школе ребенка после поступления в Техасский университет будто прорвало. Круг ее общения составляли все те неординарные люди, с кем она могла познакомиться в студенческой среде, от самодеятельных музыкантов до журналистов-любителей. Блюз и фолк Дженис открыла для себя еще в школьные годы и в подобную тусовку вписывалась идеально. Однако ее музыкальная карьера, начавшаяся было в 1964 году с многообещающей студийной сессии с будущим гитаристом группы Jefferson Airplane Йормой Кауконеном (Jorma Kaukonen), имела все шансы не состояться. Ведь год спустя вконец отощавшая после продолжительного сидения на алкоголе, психотропах и амфетамине Дженис была возвращена родителям ее же товарищами по несчастью из сан-францисской протохипповой тусовки. Всерьез музыка вошла в жизнь Дженис только в 1966-м, когда менеджмент психоделического состава Big Brother and The Holding Company пригласил ее на роль вокалистки. Именно в 1966 году рок-музыка в Америке была на подъеме. Это и была третья волна американского рока: после увлечения рок-н-роллом как новой поп-формой в 50-е и попыток освоения фолк-наследия и ответа на "британское вторжение" в начале 60-х американский рок наконец обрел свое национальное звучание. Не будем забывать, что это музыкальное развитие шло на фоне первых протестов против войны во Вьетнаме и движения за права нацменьшинств — словом, это была ситуация, отдаленно понятная нам по годам собственной горбачевской перестройки. В Америке 60-х к окружавшей национальную рок-сцену политической движухе примешивалась и радость открытия музыкантами и их слушателями разнообразных наркотических веществ. Словом, новая прекрасная эпоха, сулившая многое молодежи, не то что на пороге, но уже внутри вашего дома. Психоделический поп-рок новой группы Дженис и ее буйное по тем временам сценическое шоу прекрасно отражали дух той эпохи, а вокальных умений певице было не занимать. Джоплин до сих пор считается лучшей рок-певицей 60-х, других вокалисток, сравнимых по эмоциональному накалу с Дженис, тогда просто не существовало. С такой самоотдачей, энергетикой и, в конце концов, так громко в ту пору никто не пел. Альянс с новым составом был многообещающим, но Дженис смогла продержаться без наркотиков только первые несколько недель работы с группой. Тем не менее в июне 1967 года коллектив отыгрывает два концерта на знаменитом фестивале Monterey International Pop Music Festival и, как говорится, просыпается знаменитым. Правда, не самые удачные контракты не позволяли группе выступать за пределами Калифорнии, а независимый дебютный альбом не отражал в полной мере концертных статей состава. И только выход в декабре 1968 года на фирме-мэйджоре Columbia Records альбома Cheap Thrills сформировал легенду о Дженис, попутно забрался на вершину чарта еженедельника Billboard (где он обосновался в сумме на восемь недель) и разошелся в течение месяца неслыханным в те времена национальным тиражом в миллион копий. Но далее вместо ожидаемого еще большего успеха последовал откат. И разрыв с музыкантами, создание собственного состава Kozmic Blues Band, и относительный неуспех уже сольного альбома I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama! (1969) все сильнее толкали певицу в объятия ее демонов. Выступление на знаменитом фестивале в Вудстоке в августе 1969-го сработало лишь на разрушение легенды: выход на сцену в два часа дня совершенно невменяемой из-за героина Дженис никак нельзя было назвать моментом триумфа. Кончина певицы 4 октября 1970 года вследствие передозировки героина потрясла слушающую Америку, но была ли она неожиданна? Вряд ли: в те рок-революционные времена наркотики шли рука об руку с музыкой, а деловой подход к рок-музыке со стороны аудитории возобладает за океаном лишь года через три с новым поколением музыкантов. Нет никаких сомнений, что, останься Дженис в живых, она к середине 70-х стала бы самой уважаемой блюзовой певицей мира. Но чего нет, того нет: рок-революции тоже пожирают своих детей.